Ссылки для упрощенного доступа

Наводнение в Восточной Сибири и его возможные последствия


Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют: специальный корреспондент Радио Свобода в Якутске Александр Евтушенко, корреспондент РС в Якутске Лариса Бай, представитель пресс-службы МЧС РФ Сергей Бельцов, заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

Петр Вайль:

По прогнозам специалистов, опасность полного затопления Якутска миновала, но ситуация остается крайне напряженной. Рассказывает наш специальный корреспондент Александр Евтушенко:

Александр Евтушенко:

В штаб МЧС республики поступило сообщение: жители села Нижний Пистях увидели на плывущей по Лене льдине мужчину. На его поиски сразу же отправился вертолет со спасателями МЧС. Попал на этот борт и я. Однако, 2 часа барражирования над разлившейся рекой результатов не дали. Среди тысяч обследованных льдин не попалось ни одной с человеком. Хотя человек до сих пор считается без вести пропавшим, прогнозы спасателей самые неутешительные. За ночь с понедельника на вторник защитную песчаную дамбу вода прорывала в нескольких местах. В районе городской ТЭЦ поток заполонил сразу целый квартал. Всего в городе затоплено около 700 домов. Но если с утра во вторник в опасных районах Якутска тысячи жителей уже были готовы к эвакуации в центр города, то к полудню картина изменилась. Как рассказал мне полковник МЧС Валерий Суходулов, рано утром 6 вертолетов его министерства сбросили на ледовый затор в 60 километрах ниже Якутска контейнеры с мощными зарядами взрывчатки. Перекрывавший путь воде лед тронулся. Вскоре это понизило уровень воды в зоне затопления на 50 сантиметров - позднее уже почти на метр. Большая вода ушла вниз по течению, что сразу же уменьшило опасность затопления якутской столицы. Тем не менее, ситуация остается напряженной. Сверху по Лене к городу приближается волна воды. По оценке специалистов, она не должна превысить уровень, опасный для горожан. Тем не менее, все службы работают в режиме чрезвычайного положения.

Петр Вайль:

О половодье в Восточной Сибири мой коллега Андрей Шарый беседовал с корреспондентом Радио Свобода в Якутске Ларисой Бай:

Лариса Бай:

К концу дня во вторник затор прорвало, в результате чего уровень воды начал спадать.

Андрей Шарый:

Продолжаются ли попытки разбить ледяные пробки на Лене, летают ли над городом самолеты?

Лариса Бай:

Над городом этого не видно и не слышно, но ниже Якутска сохраняется затор "СУ-шки" летают, они начали, как только погода прояснилась, и, в общем, надеются, что прорвет

Андрей Шарый:

Что говорят в городе - как люди относятся к тому, что происходит, есть ли паника - или все спокойно относятся к происходящему?

Лариса Бай:

Никакой паники. Люди уже покинули свои дома в тех районах, где подтопило, они сейчас на крышах домов, или же возле дороги, я разговаривала с несколькими из них, кто-то ругает правительство, кто-то природу, но, в общем, они не так пессимистично настроены.

Андрей Шарый:

Есть ли вероятность того, что город останется без света, тепла и электричества?

Лариса Бай:

Нет, пока никто из официальных властей этого не говорит, все говорят, что под контролем, как раз во вторник в район Водоканал подводили дополнительную линию энергии...

Андрей Шарый:

Какова ситуация в районе Ленска?

Лариса Бай:

В районе Ленска проводятся работы по спуску паводковой воды, уже говорят, что народ возвращается в свои дома, это где-то около 300 жителей. В понедельник поздно прошла информация что несколько сотен голов утонувшего крупного рогатого скота уже убрали, так что и эпидемиологическая обстановка там нормальная.

Андрей Шарый:

А известно ли что-то о судьбе города? Говорят, что он будет перенесен на новое место, или будут проведены какие-то восстановительные работы?

Лариса Бай:

Я звонила во вторник утром в Ленск в администрацию города, там мне сказали, что работает правительственная комиссия, в состав которой входят и члены правительства России, и члены правительства Якутии. Они по поручению премьер-министра России Михаила Касьянова остаются в Ленске до окончательного подсчета ущерба и просчетов всех вариантов - будет ли город перенесен, или как...

Петр Вайль:

Как считают в МЧС, российские власти делают все возможное, чтобы последствия стихийных бедствий в Якутии не оказались катастрофическими. С представителем пресс-службы МЧС Сергеем Бельцовым беседовала корреспондент Радио Свобода Екатерина Гусева:

Сергей Бельцов:

В последние часы ситуация паводковая в районе Якутска нормализовалась. Благодаря принятым мерам был полностью уничтожен мощный ледовой затор протяженностью около 50 километров, который образовался между населенными пунктами Намцы и Кангалассы - ниже по течению от Якутска. В результате применения контейнеров со взрывчаткой, которые сбрасывались на лед с вертолетов МЧС, этот затор сегодня (во вторник) был полностью разрушен. Сейчас в нем отмечается активная поддержка уже разрушенного ледового поля и понижение уровня воды. В частности, активное понижение уровня воды и в районе, где был затор, и в районе самого Якутска. Сейчас - во вторник во второй половине дня - уровень воды в Лене составляет 8 метров 50 сантиметров, а еще вечером вода достигала отметки в 9 метров 16 сантиметров. Таким образом, когда вода достигла отметки в 9 метров 16 сантиметров для Якутска был установлен абсолютный рекорд по пику наводнений. (Самое сильное наводнение за всю историю Саха-Якутии наблюдалось прежде в 1958-м году, тогда вода в Лене поднялась до отметки в 9 метров 13 сантиметров). В Якутске ситуация далека от нормальной. Уровень воды в черте города все еще превышает критическую отметку. К утру, а точнее - к 11 часам по московскому времени в среду - ожидают подхода новой волны - это вода, которая идет от Ленска. В Ленске с понедельника работает правительственная комиссия по оценке нанесенного катастрофическим наводнением ущерба. Пока имеются только примерные оценки общего ущерба. О каких-то конкретных цифрах я не хотел бы говорить. Можно привести только данные по масштабам разрушения жилых зданий наводнением: в городе Ленск полностью разрушены и не подлежат восстановлению почти 3 400 жилых домов, в том числе 100 двухэтажных. Еще 667 домов также разрушены паводком в 6 поселках примыкающих к Ленску. Конкретных примеров вызванного последствиями наводнения ухудшения экологической ситуации в регионе пока нет. Сейчас работают эксперты, берутся пробы воды, воздуха, почвы, будут проводиться соответствующие научные исследования, и после этого будут сделаны официальные экспертные заключения.

Петр Вайль:

Обычные последствия половодья - распространение кишечных инфекций. О санитарно-эпидемиологической ситуации в районах, пострадавших от разлива Лены, с первым заместителем министра здравоохранения России - главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко - беседовала Марина Катыс:

Марина Катыс:

Какова, с вашей точки зрения, эпидемическая ситуация в затопленном Ленске, и есть ли опасность распространения в городе кишечных инфекций?

Геннадий Онищенко:

В городе Ленске с населением в 42 тысячи человек работают только две скважины для подачи воды. Вот эти две скважины запустили, провели их обеззараживание, на сегодняшний день из них берется вода и семью водовозками развозится по городу для населения. Из города Мирного перегнали автолабораторию - это более 600 километров. И сейчас она работает в городе Ленске и проводит анализы воды. Центр санэпиднадзора, который там есть, был затоплен, все оборудование выведено из строя, и сейчас мы восстанавливаем работу этого оборудования с тем, чтобы задействовать стационарную лабораторию, населению из групп риска раздается бактериофаг, дизентерийный и сальмонеллезный. Ведется контроль за питанием населения, потому что в городе нет электричества сейчас стационарного.

Марина Катыс:

Насколько я знаю, в Ленске сотрудники МЧС раздают жителям так называемый "сухой паек", а как обстоят дела в других населенных пунктах, пострадавших от наводнения?

Геннадий Онищенко:

По Олекме паводок миновал, по Якутску - мы ожидаем прихода волны, которая ушла из Ленска два дня назад. Целый ряд населенных пунктов подтоплен, в частности, такие как Кангалассы - там порван льдинами водопровод, и воду туда тоже нужно доставлять, Тулагино, Капитоновка, Захаровка - там проживает 8900 человек. Им оказывается помощь - их кормят как-то обогревают, но они, естественно, не покидают свои жилища, в основном - на крышах находятся.

Марина Катыс:

Мы знаем, что в настоящее время в Ленске работают правительственная комиссия, однако, Сергей Шойгу уже сделал заявление о том, что частные деревянные дома восстанавливаться не будут?

Геннадий Онищенко:

Конечно же, в пойменных местах одноэтажные дома деревянные, которых уже нет собственно - они сметены и снесены полностью, и там даже фундамента не осталось - конечно же, будет решаться вопрос о строительстве жилья более благоустроенного и в более возвышенных местах. Ленск - город молодой, ему где-то порядка 40 лет и за всю небольшую историю с ним такого не происходило. В 1998-м году было наводнение, но оно не было таким масштабным.

Марина Катыс:

В небольших населенных пунктах по берегам Лены, также затопленных паводковыми водами, да и в пригородах самого Ленска жители, в основном, пользовались очистными сооружениями в виде так называемых "выгребных ям" - не станет ли это причиной питьевой воды?

Геннадий Онищенко:

Такие сельские населенные пункты, где низкий уровень благоустройства, по жизни оказываются более приспособленными к этим паводкам. Ленск находится там, где вечной мерзлоты еще нет, а вот те населенные пункты ниже, начиная от Олекмы - там уже вечная мерзлота, там болотца не существуют, и там они, в основном, берут воду или с водопроводов - в малых населенных пунктах - с гарантированным качеством - здесь все те же работы идут, когда паводок сошел, прежде всего, оценивается - были ли подтопления водопроводных сооружений сточными водами или вымытыми из выгребных ям нечистотами, и в любом случае проводится дезинфекция - пусть это колодцы, пусть водопроводные сооружения - режимы гиперхлорирования везде обеспечиваются...

Марина Катыс:

Какие санитарно-эпидемические мероприятия сейчас проводятся в Ленске? Ведь наводнение, в частности, неизбежно стало причиной гибели домашних животных?

Геннадий Онищенко:

Среди животных есть потери, то есть, надо убрать трупы этих животных - лошади погибшие, домашний скот, который люди не успели даже, как говориться, отвязать и вывезти - это надо сделать, потом в городе Ленске было размыто кладбище... То есть, идет расчистка города. Там нанесло и органики, и просто всякого хлама и мусора, затем будет проводиться дезинфекция, прежде всего - водопроводных сетей, мест сбора нечистот, мест, где собираются твердые бытовые отходы, восстанавливаться они будут, выгреба будут соответствующим образом тампонироваться, и так далее... Самое главное сейчас - людям дать элементарный кров. Надо не забывать и о том, что там ночью еще минусовая температура. Их надо просто согреть элементарно.

XS
SM
MD
LG