Ссылки для упрощенного доступа

Перемены в "Газпроме"


Программу ведет Андрей Шарый. В ней участвуют: корреспондент Радио Свобода Владимир Долин, беседовавший с главным редактором российской газеты "Ведомости" Леонидом Бершицким и московским корреспондентом немецкой газеты "Франкфуртер Рундшау" Флорианом Хасселем; корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Виктор Резунков и ведущий программы Радио Свобода "Дело и Деньги" Сергей Сенинский, который беседовал с Геннадием Красовским, аналитиком по нефти и газу инвестиционно-банковской группы "НИКойл", и Стивеном Дашевским, аналитиком по нефти и газу инвестиционной группы "АТОН". Приводится обзор прессы, подготовленный Иваном Воронцовым.

Андрей Шарый:

Председателем правления акционерного общества "Газпром" назначен Алексей Миллер - заместитель министра энергетики России. Он сменил на этом посту Рэма Вяхирева. Кандидатура Миллера была утверждена единогласно на заседании совета директоров компании в среду. За ходом этого заседания следил наш корреспондент Владимир Долин:

Владимир Долин:

Первый звонок для Рэма Вяхирева прозвучал 21 мая, когда близкая к Кремлю газета "Ведомости" напечатала на первой полосе статью главного редактора Леонида Бершицкого и московского корреспондента немецкой газеты "Франкфуртер Рундшау" Флориана Хасселя о злоупотреблениях в "Газпроме". Леонид Бершицкий не скрывал, что эта публикация приурочена к заседанию совета директоров "Газпрома":

Леонид Бершицкий:

Сейчас общественности, в том числе акционерам "Газпрома", должно быть особенно интересно узнать, как при Вяхиреве "Газпром" обращался со своими активами, как компания работала на других рынках, мне кажется, именно сейчас этот материал весьма и весьма многим интересен.

Владимир Долин:

"Ведомости" рассказали, как "Газпром" постепенно лишился долей в фирме "Интерпроком", поставляющей газ в Венгрию, и в фирме "Интергазкомплект", через которую в Россию поступает оборудование для газовой промышленности: принадлежавшие "Газпрому" акции этих компаний с многомиллионными в долларах оборотами перешли за смехотворные суммы - в одних случаях 8, в других - 1620 рублей в руки детей и родственников высших менеджеров газового гиганта, в том числе дочери Рэма Вяхирева и сына Виктора Черномырдина. Вот что об этом говорит Леонид Бершицкий:

Леонид Бершицкий:

Факт остается фактом: компании, в которых раньше имел долю либо сам "Газпром", либо его дочерние компании постепенно ушли от "Газпрома" в руки этих совершенно посторонних - с точки зрения корпоративного устройства - людей. И это значит, что "Газпром" - правильно ли, неправильно - потерял определенную часть имевшихся у него активов.

Владимир Долин:

Флориан Хассель в статье, опубликованной в "Франкфуртер Рундшау", в выводах куда категоричнее, цитирую: "Менеджеры "Газпрома" разворовывают богатейшее предприятие"... Немецкий журналист считает, что действия руководства "Газпрома" нанесли ущерб и акционерам, и государству:

Флориан Хассель:

Менеджеры переписывают или раздают своим родственникам, детям и так далее самые ценные части "Газпрома", и если сравнивать, например, "Газпром", которому принадлежит 25 процентов всего газа в мире оценивается меньше, чем в 7 миллиардов долларов, и по сравнению, если взять самую ценную компанию в мире в этой области - "Exxon Mobil", которому принадлежат только 20 процентов запасов, которые есть у Газпрома - эта компания оценивается почти в 285 миллиардов долларов. Это показывает то, что пока цена очень низкая, это только экономическая часть... Конечно, немцам интересно то, что таким образом наносится ущерб и немецким акционерам. Но самое важное, конечно - это материальный ущерб для российского государства и, как я считаю, просто грабеж российских ценностей.

Владимир Долин:

Флориан Хассель считает, что действия Рэма Вяхирева и его окружения недопустимы ни с точки зрения морали, ни с точки зрения права:

Флориан Хассель:

Очень сомнительно, если вообще дети менеджеров покупают, честно или нечестно, вообще какие-то части предприятия, на котором работает отец или мама, и так далее. По чистым буквам это, может быть, легально, хотя, как в этом случае - 40 рублей за компании, которые стоят, по крайней мере, несколько десятков миллионов долларов - это очень сомнительное дело, которое, по-моему, должны расследовать правоохранительные органы - в любой стране.

Владимир Долин:

Но, по мнению немецкого журналиста, Рэму Вяхиреву нечего опасаться за свою свободу:

Флориан Хассель:

Причина того, что Генпрокуратура не действует очевидна - из-за того, что Кремль этого пока не хочет.

Владимир Долин:

Судя по всему, в администрации президента не забыли заслуги Рэма Вяхирева в уничтожении неугодной Кремлю телекомпании НТВ, принадлежавшей опальному олигарху Владимиру Гусинскому. Поэтому отставка Рэма Вяхирева с поста председателя правления "Газпрома" сопровождается предложением представителя государства в совете директоров компании и по совместительству - заместителя главы администрации президента Дмитрия Медведева рекомендовать уже бывшего председателя правления "Газпрома" на должность председателя совета директоров компании...

Хотя Рем Вяхирев остается в руководстве газовой корпорации, его отставка уже вызвала рекордный с 1997-го года рост котировок акций "Газпрома".

Андрей Шарый:

Новый председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер до прежнего назначения в Министерство энергетики России долгое время работал в мэрии Санкт-Петербурга. Рассказывает наш корреспондент в Санкт-Петербурге Виктор Резунков:

Виктор Резунков:

В Санкт-Петербурге 39-летний Алексей Миллер известен своим активным сотрудничеством с Владимиром Путиным в бытность того начальником управления внешнеэкономических связей мэрии при Собчаке. Алексей Миллер был его заместителем. Он возглавлял отдел конъюнктуры рынка. Выходец из группы молодых и энергичных петербургских экономистов, в которой лидировали Анатолий Чубайс, Герман Греф и Алексей Кудрин, Алексей Миллер после поражения их духовного лидера Анатолия Собчака на губернаторских выборах покинул городскую администрацию вслед за Владимиром Путиным. Место для отставного чиновника нашлось быстро. Он переходит на должность директора по развитию и инвестициям в акционерное общество "Морской порт", а затем, в 1999-м году, становится генеральным директором акционерного общества "Балтийская трубопроводная система". Именно с этой должности Алексей Миллер был назначен премьером Михаилом Касьяновым заместителем министра энергетики России.

Любопытная деталь: на протяжении всей своей карьеры, а до прихода к Владимиру Путину в мэрию Алексей Миллер был председателем Совета директоров акционерного общества "Европа отель", он практически не имел отношения к энергетике. Хотя, это не помешало ему стать на посту замминистра автором энергетической хартии страны и основным разработчиком принципов энергетической стратегии России и концепции энергетической безопасности. Это, а также и то, что, по мнению многих наблюдателей, Алексей Миллер сумел удачно не подпасть под влияние какой-либо политической или финансовой группы привело к тому, что в начале этого года в Кремле всерьез рассматривали его кандидатуру на пост министра энергетики. Теперь, как видно, заменили им Рэма Вяхирева.

И последнее: именно Алексей Миллер возглавлял в марте этого года российскую делегацию на 114-й конференции ОПЕК, и хотя Россия выступала там в роли страны-наблюдателя, именно Алексей Миллер объявил о том, что в ближайшее время рост экспорта российской нефти не предвидится, а приемлемой ценой на нефть для поддержания стабильного уровня добычи являются 25-27 долларов за баррель, чем он и определил позицию России по данному вопросу. Учитывая его стратегическую важность для страны уже тогда было понятно, с каким доверием Владимир Путин относится к Алексею Миллеру.

Андрей Шарый:

Накануне заседания Совета директоров "Газпрома" и смены председателя правления концерна в ряде западных газет были напечатаны статьи, в которых подчеркивалась необходимость перемен в крупнейшей российской естественной монополии. Западные журналисты уверены в том, что судьба концерна зависела непосредственно от президента России Путина. С содержанием некоторых публикаций вас познакомит Иван Воронцов:

Иван Воронцов:

"Президент Путин решает - продолжать ли открытому акционерному обществу "Газпром" приходить во все больший упадок, или же пора встряхнуть концерн, назначив новый менеджмент - писала американская "Нью-Йорк Таймс". - Газпром находился не один год под полным контролем Вяхирева и узкого круга топменеджеров, которые не допускали к информации о состоянии финансов концерна даже крупнейшего акционера - правительство. При Черномырдине 6 лет "Газпром" был неприкасаем, менеджмент полностью контролировал процесс его акционирования, и концерну позволялось строить себе новые офисы и осуществлять экстравагантные проекты, недоплачивая при этом налоги в казну... "Газпром", бывало, и помогал Кремлю. Недавно он разгромил медиаимперию открыто поссорившегося с правительством Владимира Гусинского. Концерн также помогал оказывать давление на соседей России, в частности, Украину и Грузию, хронически недоплачивавших за газ; на региональных выборах Газпром поддерживал проправительственные кандидатуры. Вскоре после победы Путина на выборах один из его близких помощников стал председателем совета директоров "Газпрома". С тех пор заседания совета стали проводиться регулярно, а правительственные чиновники начали задавать менеджерам острые вопросы, стараясь, судя по всему, ослабить их влияние в компании", - пишет "Нью-Йорк Таймс".

Британская "Файненшел Таймс" называла во вторник сегодняшнее заседание совета директоров "Газпрома" "ключевой проверкой обещаний Владимира Путина реформировать российскую экономику". "Правительство -крупнейший акционер компании - у него 38 процентов, и ему следует голосовать за перемены. Это шанс вырвать контроль за концерном из рук группы Вяхирева с коллегами, слишком долго руководивших "Газпромом" как собственной вотчиной, и превратить его в мотор экономической модернизации... Да, надо быть справедливым: при Вяхиреве с коллегами "Газпром" по меньшей мере продолжал работать во время экономических потрясений последнего десятилетия. Добыча газа и его поставки в Россию и за рубеж не прекратились. Но управление компанией было непрозрачным, и оно позволяло существовать ей как государство в государстве, а ее руководству переводить активы в руки своих семей. "Газпрому" нужны новые менеджеры - нужны, чтобы стать одним из самых прибыльных энергетических концернов мира - "Газпром" этого заслуживает. Нужна реструктуризация сети дочерних и аффилированных структур, четкие правила управления, современные методы бухгалтерского учета, прозрачный отчет о работе компании перед акционерами. Путину следовало бы подумать и о переменах вокруг "Газпрома", в среде, в которой он существует, в том числе нужны либерализация цен и меры по развитию конкуренции. Нефтяным компаниям, которые сейчас сжигают свой сопутствующий газ, потому что у них нет доступа к трубам "Газпрома" по приемлемой цене, надо немедленно предоставить такой доступ, и дешево. А без конкуренции реструктурировать компанию будет непросто и новым менеджерам... И Путину надо не поддаться искушению поставить "Газпром"под полный контроль Кремля. Если "Газпром" будет управляемой государством компанией - он не будет процветать, а без процветающего "Газпрома" не будет и процветающей России", - заключает "Файненшел Таймс"

Андрей Шарый:

О настоящем и будущем Газпрома с экспертами в области нефтегазового рынка беседовал ведущий еженедельной программы Радио Свобода "Дело и деньги" Сергей Сенинский:

Сергей Сенинский:

В последнее время в прогнозах относительно изменений в руководстве "Газпрома" - недостатка не было. И все же, назначение на пост председателя правления компании такого человека, как Алексей Миллер, на ваш взгляд, - самый радикальный из возможных вариантов? Из Москвы - Стивен Дашевский, аналитик инвестиционной группы "Атон":

Стивен Дашевский:

Действительно, выбор достаточно любопытный, и его фамилия нигде не фигурировала в списке потенциальных кандидатов на эту должность. На посту замминистра энергетики он работал над программой энергетической безопасности России, энергетической стратегии России, но мне кажется, основным фактором, который предопределил его назначение, стала именно принадлежность к питерской команде...

Сергей Сенинский:

Мнение Геннадия Красовского, аналитика инвестиционно-банковской группы "НИКойл":

Геннадий Красовский:

Алексей Миллер еще в свою бытность - в 1990-м - 1991-м годах он работал в комитете по внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга под руководством Владимира Путина, поэтому понятно, что та программа реформ, которая запланирована правительством, ему близка, в том числе и по идеологическим мотивам...

Сергей Сенинский:

Буквально в канун заседания совета директоров "Газпрома", на котором новым председателем правления компании стал Алексей Миллер, было обнародовано решение Симоновского межмуниципального суда в Москве, согласно которому держателям 5,5% акций "Газпрома" - а это две связанных с самой компанией структуры - запрещалось голосовать этим пакетом акций на предстоящем через месяц годовом собрании акционеров компании. Но из этого же решения суда следовало, что шесть нынешних менеджеров компании (в том числе и сам Рэм Вяхирев) не могут избираться в новый состав совета директоров компании. Каким образом? Геннадий Красовский, "Никойл":

Геннадий Красовский:

Решение Симоновского межмуниципального суда фактически возвращает ситуацию по раскладу внутри Совета директоров компании Газпром на нулевую отметку. Некоторое время назад тот же самый Симоновский межмуниципальный суд принял решение об аресте акций, принадлежащих аффилированным структурам финансово-промышленной группы "UFG", председатель которой господин Федоров является членом совета директоров, то есть таким образом было принято решение о запрете господину Федорову баллотироваться на внеочередном собрании акционеров на пост в совете директоров, и это практически меняло расклад голосов в совете директоров в сторону команды Газпрома, так как в этом случае голоса правительства и голоса команды Газпрома практически становились равными.

Сергей Сенинский:

Стивен Дашевский, "АТОН":

Стивен Дашевский:

Судья определила, что выдвижение кандидатов, которое было осуществлено от лица инвесторов, владеющих пятью с половиной процентами акций Газпрома, в частности, "Газпромбанком" и "Газфонда", которые выдвинули кандидатуры Вяхирева и еще пяти представителей Газпрома - судья определила, что процесс выдвижения сопровождался нарушениями закона, в связи с чем было принято решение о наложении запрета на голосование этими пятью с половинами процентами акций и о том, что кандидаты, выдвинутые акционерами, владеющими этими пакетами - как бы их кандидатуры не могут выставляться для избрания в совет директоров. Однако, в ходе заседания совета директоров в среду было принято решение сохранить фамилии всех предлагаемых первоначально членов совета директоров, включая представителя от миноритарных акционеров и представителя "Газпрома". Это достаточно интересный момент - наличие имен всех кандидатов в бюллетенях важно с точки зрения того, что если до собрания акционеров какое-либо из судебных решений будет как-то опровергнуто или опротестовано, то это даст возможность акционерам голосовать за этих кандидатов на собрании акционеров.

Сергей Сенинский:

Другими словами, Рэм Вяхирев - при определенном стечении обстоятельств - может не только стать членом совета директоров "Газпрома", но и даже, скажем, возглавить его, то есть занять пост - формально выше того, который только что занял Алексей Миллер?:

Стивен Дашевский:

Здесь создается очень интересная ситуация, в которой, с одной стороны, господин Миллер будет обладать всей полнотой власти и принятия как бы ежедневных операционных решений. С другой стороны, пускай чисто технически, Вяхирев будет руководить более вышестоящим органом. Я думаю, что однозначно: в какой-либо функции господин Вяхирев останется в законе, но время покажет, будет ли эта функция номинальной, или это - функция, которая будет иметь реальные управленческие полномочия.

Сергей Сенинский:

Сегодня в совете директоров "Газпрома" - 5 представителей государства, 4 - от самого "Газпрома", и еще по одному - от немецкого концерна "Ruhrgas" и так называемых "миноритарных" акционеров. На ваш взгляд, как может измениться этот расклад голосов после предстоящего в конце июня собрания акционеров? Геннадий Красовский:

Геннадий Красовский:

После того, как не был продлен контракт с господином Вяхиревым на управление государственным пакетом акций Газпрома и недавнего решения Симоновского суда о запрете голосования пятипроцентным пакетом акций "Газпрома", принадлежащим аффилированным газпромовским структурам, совершенно очевидно, что государство получает полный контроль над компанией. По крайней мере, 7 представителей государства после очередного собрания акционеров будут присутствовать в совете директоров. Соответственно, один или два представителя со стороны миноритарных акционеров, которые, безусловно, будут выступать на стороне правительства. Соответственно, подавляющее большинство будет на стороне государства.

XS
SM
MD
LG