Ссылки для упрощенного доступа

Импровизированная пресс-конференция журналистов НТВ в Останкино


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют находящиеся у здания телецентра Останкино на импровизированной пресс-конференции журналистов НТВ корреспонденты Радио Свобода Анна Качкаева, Мумин Шакиров и Лиля Пальвелева, а также: журналисты НТВ Светлана Сорокина и Андрей Черкизов; главный юрист НТВ Нина Левченко; президент телекомпании "ТВ-2" (город Томск) Аркадий Майофис.

Анна Качкаева:

...Все журналисты за забором, с другой его стороны около сотни людей, которые с любопытством наблюдают за тем, как журналисты НТВ, которых около 200, и почти столько же журналистов из других телекомпаний, более 30 камер наблюдают, как коллеги общаются с коллегами. Выступали главный редактор информационной службы Григорий Кричевский, ведущая программы "Сегодня" Марианна Максимовская... Они еще раз говорят, что не признают решения сегодняшнего собрания акционеров, не признают избрания новым генеральным директором Бориса Йордана, а главным редактором - Владимира Кулистикова, хотя завтра в телекомпании их уже ждут. Они должны прийти, как будто бы, на свои рабочие места, правда, журналисты не знают, где они разместятся, и что будут делать. Атмосфера спокойная...

Вышли почти все ведущие журналисты НТВ, с другой стороны телецентра, как говорят, подъехали несколько машин с милицией - на всякий случай, фланируют чины милиции, как будто бы прошла информация, что будет импровизированный митинг, не разрешенный. Но никто о митинге и не помышлял, это пресс-конференция... Рядом со мной находится главный юрист телекомпании НТВ Нина Михайловна Левченко, которая вчера была вынуждена дожидаться изменения решения Преображенского суда, который в пятницу запретил проводить собрание, а вчера отменил свое решение. То же самое произошло сегодня с саратовскими исками, хотя генеральному директору, которого сегодня, якобы, сняли, Евгению Киселеву предъявили только факс решения суда из Саратова об отмене... Я решила спросить Нину Михайловну о том, правомерно ли по закону о СМИ и принятому журналистским коллективом НТВ уставу редакции назначение главного редактора Владимира Кулистикова и генерального директора Бориса Йордана?

Нина Левченко:

С нашей точки зрения, с точки зрения представляющих телекомпанию НТВ юристов это назначение абсолютно незаконно - по двум причинам. Во-первых, собрание коллектива журналистов состоялось в пятницу 30 марта. Он квалифицированным большинством голосов утвердил устав и выбрал главного редактора. Это, кстати, достаточно редкое явление в такой крупной компании, когда назначение главного редактора отдается полностью на волю коллектива - могут выбрать, могут не нет. Далеко не каждый главный редактор на это согласится. И, учитывая все это, а также учитывая, что на самом деле в понедельник прошел совет директоров, который утвердил этот устав, с нашей точки зрения решение о назначении главным редактором другого лица - Владимира Кулистикова - абсолютно незаконно. Более того, даже если бы не было этого собрания журналистского коллектива, просто назначение главным редактором странно. По закону о СМИ это должно быть согласовано с журналистским коллективом - каким образом? Об этом почему-то общее собрание не подумало. Поэтому, с нашей точки зрения, это решение незаконно и, безусловно, будет оспариваться.

Владимир Бабурин:

В прямом эфире корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров. Рядом с ним ведущая НТВ Светлана Сорокина.

Мумин Шакиров:

Я хочу дать слово Светлане Сорокиной, которая тоже здесь в окружении своих коллег-журналистов...

Владимир Бабурин:

Светлана, вы уже довольно долгое время работали с Владимиром Кулистиковым, мы работали с ним вместе на Радио Свобода - сегодня и он, и господин Йордан клялись в агентстве "Интерфакс", что никакого наступления на свободу слова, никакого зажима не будет - в противном случае они немедленно уходят в отставку, если будет давление со стороны Кремля или кого бы то ни было - вы верите им?

Светлана Сорокина:

Честно говоря, нет. Извините, а как они могли по-другому сказать? Что, они могли выйти и сказать, что будут действовать по чьей-то указке? Других вариантов быть не могло. А все развитие показывает - слишком много сил положено, чтобы ничего не менялось. Если бы ничего не надо было менять, тогда не нужно было бы и руководство менять.

Владимир Бабурин:

В какой-то момент казалось что президент Путин вас услышал - когда вы провожали на допрос в прокуратуру Таню Миткову, вы так несколько даже экспансивно сказали: "Примите нас, выслушайте нас". Президент вас принял и, как явствовало из вашей пресс-конференции на радио "Эхо Москвы" после встречи с президентом, вам что-то пообещал, казалось, он пообещал НТВ не трогать - вы считаете, Владимир Путин вас обманул?

Светлана Сорокина:

Нет, он, будем честны, ничего не обещал. Поэтому лично я, да и мои коллеги, вышли с этой встречи в довольно унылом состоянии. Ничего не было обещано... К сожалению, все по крылатому выражению Лебедя: "Летящий лом не остановишь", - вот все так и произошло. Еще тогда во время вашей встречи никаких иллюзий не было.

Владимир Бабурин:

Личные ваши планы - увидим ли мы в ближайшие дни, когда это положено по эфирной сетке, вашу программу "Глас народа"?

Светлана Сорокина:

Мы будем готовить, как обычно, в пятницу вечером свою программу все как обычно. Другое дело - внесет ли коррективы ситуация, что будет завтра, послезавтра, в пятницу - я не могу сказать. Что зависит от меня и моего коллектива - мы будем делать.

Владимир Бабурин:

Многие, скорее всего, ваши недоброжелатели с некоторым ехидством пишут о том неизбежном расколе, который сейчас произойдет в вашей телекомпании. Уже прозвучало и слово "штрейкбрехер" - по вашему мнению, НТВ остается единой командой?

Светлана Сорокина:

НТВ остается единой командой. Это, между прочим, уникальный коллектив, что всего-то обиднее. У нас действительно, я считаю, уникальный журналистский коллектив, самый сильный телевизионный коллектив среди всех прочих, существующих в нашей стране, без ложной скромности. Другое дело, что, конечно, есть масса ситуаций, которые нужно учитывать. Есть люди, которые кормят свои семьи, которым некуда уйти, и я не взялась бы осуждать кого бы то ни было за какие-то самостоятельные действия. Решение будет принимать каждый. Оказаться на улице без куска хлеба - тяжелое испытание, поэтому, повторяю, решение будет повторять каждый. Другое дело, что мне кажется, что в крайней ситуации, о которой даже задуматься неохота, значительная часть людей, особенно тех, кто знаком по эфиру всем вам, наверное, все-таки уйдет с канала, видимо так...

Владимир Бабурин:

Некоторое время назад вы ушли с канала РТР, который начинали делать практически с нуля, мы с вами несколько лет сидели в соседних кабинетах - сейчас положение ваше личное, наверное, более тяжелое - да?

Светлана Сорокина:

Трудно как бы оценить, насколько тяжелее или легче. Контраст - это очень тяжело, на самом деле. Но сейчас мне кажется, чисто эмоционально тяжелее, потому что дело не в моей конкретной судьбе, потому что в прошлом случае я решала собственно свою судьбу, свой уход, а сейчас речь идет о том, что вообще будет происходить с уникальным журналистским образованием, которое называется НТВ. Гибнет не что-либо, не моя конкретно карьера, биография или еще что-то, гибнет целый коллектив. Это надо осознать, и от этого, честно говоря, очень тяжело.

Владимир Бабурин:

В прямом эфире еще один наш корреспондент - Лиля Пальвелева. Рядом с ней Андрей Черкизов - журналист радио "Эхо Москвы" и ведущий программы НТВ "Час Быка".

Лиля Пальвелева:

Я попрошу Андрея Черкизова ответить на вопрос: каковы по его мнению перспективы, как будут развиваться события в самые ближайшие дни?

Андрей Черкизов:

Я предполагаю, что наши действия, а мне очень важно сказать, есть внутреннее состояние, что мы не будем делать ни одного несогласованного шага, мы команда - говорю, повторяю, о своем впечатлении - они будут таковы, на которые власть понудит. Мы ни в коей мере не революционеры, но мы люди с чувством собственного достоинства, уважающие себя и наших слушателей и наших телезрителей. Если власть будет продолжать вести себя по отношению к нам с таким вопиющим нарушением правосудия - я уже не так давно назвал его подлосудием - если окажется, что в Кремле теперь совещательная комната всех судов Российской Федерации, а это действительно так, Кремль диктует судебные решения - значит, мы будем пользоваться теми правами, которые у нас на тот момент будут оставаться.

Владимир Бабурин:

Андрей, как вы полагаете, мне кажется, выстраивается очень уж неприятная для нас - журналистов параллель, очень уж она упорная - началась она, к сожалению, с дела нашего корреспондента Андрея Бабицкого, дальше пошло поехало - вы выстраиваете такую же логическую цепь событий, для нас повторяю крайне неприятных?

Андрей Черкизов:

Я бы даже сказал резче. Я сегодня ощущаю, что власть пытается поставить такой режим нового ГКЧП. Не случайно в субботу было общее мнение пришедших на митинг людей, что запахло 1991-м годом... Так же, как унижали наше достоинство в августе 91-го, так ведут себя власти. Вы понимаете, дело Андрея Бабицкого возмутило всех порядочных людей в стране именно потому, что власть посмела распорядиться свободой гражданина, журналиста, моего коллеги. И вы знаете, как мы все поддержали вас и Андрея... Ровно то же самое, что потом пытались сделать с ТВЦ и сейчас пытаются сделать с НТВ. Пытаются заткнуть голос свободному от влияния государства средству массовой информации, это все должны понимать. Надо сказать, что многие главные редактора это уже понимают и уже информационные программы на телеканалах до боли в сердце напоминают программу "Время" советской эпохи. Или редактора газет верстают первую полосу так, чтобы она очень напоминала газету "Правда" советской эпохи. Нам пытаются восстановить тот статус-кво, который был, и по которому многие к сожалению тоскуют.

Владимир Бабурин:

Среди представленных сегодня новых руководителей НТВ американский бизнесмен Борис Йордан и Владимир Кулистиков, который уже работал и на НТВ - он руководил информационной службой, а до этого он достаточно долгое время работал на Радио Свобода и редактировал эту самую программу "Liberty Live" - "Свобода в прямом эфире" - они сегодня говорили очень хорошие, красивые и правильные слова о необходимости сохранения свободы слова, и давали обещания, что в случае притеснения свободы слова, наступления на нее они немедленно подадут в отставку. Вы совершенно все-таки исключаете возможность совместной работы с этими людьми? По крайней мере, что касается Владимира Кулистикова, прежде - никаких претензий по-моему, все-таки еще быть не могло?

Андрей Черкизов:

В октябре 2000-го года, когда Кулистиков ушел в отставку с поста главного редактора телеканала НТВ, он дал интервью "Комсомольской Правде", где черным по белому были воспроизведены его слова о том, что, с его точки зрения, эра негосударственного телевидения, эра частного телевидения в стране заканчивается. И как после этого я могу всерьез относиться к его обещаниям?! Кроме того, я считаю, что поступок Владимира Кулистикова делает его для меня и многих моих коллег человеком нерукопожатным, человеком бессовестным, человеком, ни одному слову которого нельзя верить. Такая моя позиция по поводу Владимира Кулистикова и того, что наговорил сегодня.

Владимир Бабурин:

Вы готовите очередной эфир "Часа Быка"?

Андрей Черкизов:

Сегодня, по-моему, по сетке должен быть какой-то футбол, но в 8.50 - завтра утром - если не будет особых распоряжений - я имею в виду сегодняшнюю ночь, то в 8.50 завтра утром "Час Быка" выйдет в эфир...

Анна Качкаева:

Я обнаружила здесь в толпе нашего коллегу из Томска, президента телекомпании "ТВ-2" Аркадия Майофиса. Он торопится в аэропорт, но, тем не менее, оказавшись здесь, вышел на крыльцо "Останкино," чтобы выслушать своих коллег, и ему есть что сказать и нашим слушателям.

Аркадий Майофис:

Как у зрителя, конечно, ощущение что плюнули в душу, я думаю, что многие зрители не только в Москве, но и в регионах разделяют мое мнение. А как представитель регионального независимого телевидения хочу сказать, что какое-то чувство тревоги есть. Мне кажется, что сейчас этот сценарий начнет гулять по всей стране. И уже есть примеры того с массой людей, и масса всяких властных структур с удовольствием "поставила бы на место" негосударственные телекомпании в регионах, и то, как "успешно" развиваются события сейчас - с точки зрения государства относительно НТВ - может послужить для них примером, что то же самое можно делать и на просторах нашей большой страны, что очень тревожно, конечно.

XS
SM
MD
LG