Ссылки для упрощенного доступа

Эпоха Бориса Ельцина и ее летописцы


Михаил Соколов, Москва:

"Эпохе Бориса Ельцина" посвящен вышедший в свет восьмисотстраничный очерк политической истории, написанный ее непосредственными творцами: Георгием Сатаровым, Юрием Батуриным, Александром Лифшицем, Вячеславом Костиковым... всего 9 помощниками главы государства с 1992-го по 1997-й год. Их гости, собравшиеся в центре "Царев Сад" и сравнивали эпохи "царя Бориса" и его преемника, отношение власти к прессе и гражданскому обществу.

Властная элита России сменилась куда раньше, чем Кремль покинул сам Борис Ельцин. На место и так немногих интеллектуалов выдвинулись ставленники "семьи" и чекисты. Действующие лица той эпохи ныне - отставники, бизнесмены, профессура, руководители фондов. "Да и нравы России в нынешнее время изменились существенно, как и политический стиль", - заметил бывший госсекретарь Геннадий Бурбулис:

Геннадий Бурбулис:

Есть моменты, когда прагматизм близок к политическому цинизму, и это я не могу принять. Но в то же время я считаю, что надо максимально помогать президенту Путину преодолеть то наследство, которое он объективно в себе носит, и ту теневую политику, продуктом которой это президентство во многом является - побыстрее преодолеть.

Михаил Соколов:

Бывший первый помощник президента Виктор Илюшин - член правления Газпрома - не уверен в том, что нынешняя власть извлекла адекватные уроки из прошлого.

Виктор Илюшин:

Я плохо знаю сегодняшнюю власть, и это позволяет мне говорить о том, что они плохо учатся на предыдущих ошибках, судя по тому, что происходит в стране... Я по поводу НТВ принципиально не буду никаких оценок давать.

Михаил Соколов:

Почему?

Виктор Илюшин:

Потому что к истории взаимооотношений Газпрома с НТВ у меня было большое желание подступиться несколько лет назад, но это не показалось интересным. И я сожалею о том, что происходит сейчас.

Михаил Соколов:

Бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Вячеслав Костиков заметил, что каждая власть в России наступает, как в случае с НТВ, на знакомые грабли:

Вячеслав Костиков:

Я достаточно долго работал в "Медиа-Мосте" и не слишком расположен к тому, чтобы однозначно оценивать ситуацию. Ситуация очень сложная и запутанная, с точки зрения и политической морали. Но если мы говорим о позиции Путина, то я думаю, что ему следует извлечь из этой ситуации уроки, не зависимо от того, прав он в этой ситуации, или нет.

Михаил Соколов:

Владимир Путин советует решать конфликт вокруг НТВ в суде. "Состояние нынешней юстиции таково, что она часто не способна действовать в духе Конституции", - отмечает бывший помощник президента по юридическим вопросам Михаил Краснов:

Михаил Краснов:

В судебной нынешней системе еще нет вот этого самого духа, который очень трудно ощущается, но который мы на самом деле все понимаем. У нас у всех есть такой критерий - правоты. Вот, мы чувствуем: есть правота в действиях того или иного, или нет. Вот это называется, естественно, правовым сознанием. К сожалению, сознание, правовое сознание судей осталось еще в огромной степени советским.

Михаил Соколов:

Бывший министр печати Михаил Федотов считает, что Владимир Путин не должен уходить от кризиса с НТВ - а руководствоваться действующим законодательством:

Михаил Федотов:

Я хочу напомнить президенту Путину, что есть президент Ельцин, первый президент России, который 20 марта 1993-го года подписал Указ о защите свободы массовой информации, и в этом указе он, президент, от своего имени и от имени всех последующих президентов, сказал, что свобода массовой информации в России находится под защитой президента Российской Федерации, и президент лично отвечает за состояние свободу СМИ в стране. Это нормативный акт, это не поручение, которое кому-то дается, это не назначение или освобождение от должности, это нормативный акт, и он распространяется на всех, в том числе и на всех последующих президентов. До тех пор, пока указ не отменен, он действует. Я жду от президента Путина реальных действий в этом направлении. Он не может отстраняться от этих вопросов. Они слишком важны, и слишком важно здесь занять абсолютно ясную позицию: строгое следование законам и максимальные гарантии журналистской независимости.

Михаил Соколов:

Бывший помощник президента по политическим вопросам, глава фонда "Индем" Георгий Сатаров видит принципиальное различие в подходах Бориса Ельцина и Владимира Путина в отношениях с гражданским обществом:

Георгий Сатаров:

Ельцин все-таки в лучшие свои годы старался быть очень открытым для информации, и для него было совершенно необходимо иметь независимую информацию постоянно. Ельцин старался терпеть СМИ, чтобы они про них говорили. Я бы не сказал, что он был идеальным демократом, но ему, конечно, больше повезло, потому что он становился Ельциным на волне такого "соратничества" с демократическими СМИ. И он выработал такой тезис: "Что бы про меня не говорили - это моя опора, и я не должен на них "наезжать". И он достаточно серьезно держался этого. Конечно, может быть это не только он, но и люди, которые его в то время окружали - это как раз были более серьезные, интенсивные "контакты с гражданским обществом" - говоря примитивно. Этого в нынешней власти не просматривается пока. Она думает, что можно справиться бюрократическими механизмами, что, конечно, есть чисто технологическое заблуждение. И рано или поздно она это поймет. Рано или поздно вот эти старые подходы вступят в противоречие с необходимостью решать новые задачи, которые она и пытается решать абсолютно честно. Но это противоречие будет, как оно было в любой постреволюционной фазе, и проблема в том, кого они будут обвинять в своих неудачах, когда это противоречие осуществиться? Будут они пытаться исправлять себя, или других, которым как бы "мешают"? Вот ключевая проблема.

Михаил Соколов:

Что принесет эпоха Владимира Путина - поиск врагов или поиск решений? Это вопрос открытый. Но и как у эпохи Бориса Ельцина у нее будут свои летописцы. Пока, к сожалению, не того уровня, как кремлевская "команда мечты" помощников президента.

XS
SM
MD
LG