Ссылки для упрощенного доступа

"Единство" и "Отечество" - "речь идет не об объединении, а о поглощении..."


Программу ведет Дмитрий Волчек. Он беседует с заместителем председателя фракции "Яблоко" в Государственной Думе Сергеем Иваненко. Приводятся репортаж Владимира Бабурина с пресс-конференции Юрия Лужкова и Сергея Шойгу, и проведенный Ильей Дадашидзе опрос прохожих на улицах Москвы.

Дмитрий Волчек:

Движения "Единство" и "Отечество" объединяются в одну партию. Рассказывает Владимир Бабурин:

Владимир Бабурин:

И Сергей Шойгу, и Юрий Лужков старательно подчеркивали равноправие союзников. Поэтому решающие консультации проходили не в МЧС и не в столичной мэрии, а на нейтральной территории - в одном московском ресторане. Подробности: Лужков заказал постный обед, а Шойгу - нет. Возможный вопрос, кто в союзе главный, Лужков постарался пресечь сразу:

Юрий Лужков:

Сейчас они будут задавать вопрос: "Кто под кого лег"? То есть, переводить политическую составляющую в сексуальную. Я думаю, что это мне кажется не очень даже уместным.

Владимир Бабурин:

После необходимых демократических процедур - сказал Юрий Лужков - на основе двух движений планируется сформировать единую политическую партию. Для этого, как сказал московский градоначальник, надо привести в соответствие все необходимые процедуры, в том числе уставные и программные документы, и после этого провести объединительный съезд. Говорил Лужков с большим пафосом:

Юрий Лужков:

В истории России наступает новый этап. Совсем недавно мы видели, как разбрасываются камни. Сейчас время собирать камни. Мы провели консультации, довольно интенсивные, и я могу сказать, комфортные для нас - двух лидеров, двух политических организаций по сближению позиций, консолидации усилий и координации наших совместных действий, ибо базисные принципы и политические цели, которые мы продекларировали и стараемся реализовать в нашей деятельности, очень и очень схожи. Это дало нам возможность говорить о более глубинной консолидации действий нашего позиционирования в политической структуре общества. Мы пришли к необходимости создать Координационный комитет, который должен после принятия соответствующих демократических процедур в наших политических организациях - как мы считаем, должен привести нас к формированию единой политической системы.

Владимир Бабурин:

Лидер "Единства" Сергей Шойгу сообщил, что на переходный период председателем Координационного совета будет Юрий Лужков, а в дальнейшем, если будет такая необходимость, должность станет ротируемой. Пока союзники договорились о такой конструкции. Лидер "Единства" также сообщил, что консультации между "Отечеством" и "Единством" начались не вчера и не позавчера, а шли уже несколько месяцев:

Сергей Шойгу:

Эта работа проводилась на протяжении нескольких месяцев. Вырабатывались, естественно, пути, подходы, с пониманием того, что сегодня и фракции в Государственной Думе, и мы, естественно, как лидеры партий и движений, преследуем практически одни и те же цели, ставим перед собой практически одни и те же задачи. Именно поэтому возникла конструкция, о которой только что сказал Юрий Михайлович: Координационный совет, основная задача которого заключается в подготовке объединительного съезда.

Владимир Бабурин:

Я напомнил Юрию Лужкову, что депутаты фракции "Отечество" бойкотировали первое заседание Думы вместе с коллегами из СПС и "Яблока", протестуя таким образом против распределения руководящих портфелей в Нижней Палате. И журналисты. и сами депутаты называли это "сговором коммунистов и "Единства". Я спросил, стоит ли ожидать теперь изменения пакетного соглашения. Лужков ответил уклончиво, подчеркнув, что он не депутат Госдумы:

Юрий Лужков:

Я не могу брать на себя решение каких-то вопросов, я могу говорить о поддержке тех мер, которые принимала фракция "Отечество-Вся Россия" в то время, и я думаю, что меняется политическая структура, меняется ситуация на политическом поле страны и, конечно, вполне возможно, что будут поставлены вопросы о каком-то переструктурировании. На эти вопросы - я имею в виду в Государственной Думе - эти вопросы должны ставить фракции, а не Лужков или Шойгу. Эти вопросы являются автономией самих фракций.

Владимир Бабурин:

Объединительный съезд пройдет в ноябре и ему, как сказал Сергей Шойгу, будет предложено несколько вариантов названия будущей партии.

Сергей Шойгу:

Как будет называться партия - это решать съезду, и, естественно, на съезд будет внесено несколько вариантов, так сказать, названия партии. Это может быть и "Единое Отечество", это может быть ... "Отечественное Единство", так сказать, это из разряда шуток... Я думаю, что в этой части - как раз в подборе названия - вы являетесь большими специалистами, чем мы, и так или иначе, в любом случае, независимо от названия нас могут, как это и раньше было, окрестить по-разному.

Владимир Бабурин:

Но каким бы ни было название, по словам Шойгу, процесс создания новой партии будет идти на паритетной основе с соблюдением всех необходимых процедур - как с юридической точки зрения, так и с морально-нравственной. "Нам не хотелось бы, чтобы кто-то помимо своей воли шел в эту партию, в эту политическую организацию", - подчеркнул министр по чрезвычайным ситуациям.

Дмитрий Волчек:

Гость нашей студии - первый заместитель председателя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко. Сергей Викторович, вот вы сейчас услышали, что эти консультации велись уже несколько месяцев и готовится объединительный съезд - для вас это было неожиданностью? Эти консультации проходили гласно, на виду?

Сергей Иваненко:

Я скажу откровенно: мы знали о том, что существуют такие контакты, и ведутся переговоры, но в Думе и вообще в политике все устроено так, что постоянно ведутся какие-то консультации, и лично для меня такое стремительное решение было неожиданным. Хотя если посмотреть на ситуацию задним умом, то, в общем-то, понимаешь, что оно достаточно логично. Посмотрите, что происходит с "Отечеством": "Отечество", проиграв выборы - это относительное поражение... Вообще, любое поражение относительно. Они хотели стать "партией власти". Набрали достаточно много голосов в Думе, но все равно не стали тем, на что рассчитывали. "Отечество" перестало иметь какое-то политическое лицо, об идеологии я вообще не говорю. Я думаю, что если даже спросить у руководителей, то будут трудности с определением того, что же они собственно хотят. Организационно - в кадровом отношении - эта организация превратилась в то, вот что превратилась. Это, кстати, отразилось и на электоральных рейтингах. Последние данные, вот официальные ВЦИОМ-овские данные - в пределах 2-4 процентов, если выборы были бы завтра. Поэтому я расцениваю это решение таким вот задним умом, как решение логичное в определенном смысле. Но в то же время я думаю, что здесь, конечно, речь идет не об объединении, а о поглощении. В бизнесе есть разница между объединением двух компаний и поглощением одной более крупной другой.

Дмитрий Волчек:

Даже о захвате может быть?

Сергей Иваненко:

Да, захвате... Я не знаю, видимо, были какие-то политические условия, возможно, кадровые будут какие-то решения, которые устроят руководителей "Отечества". Но в целом, безусловно, речь идет о том, что "Единство" просто прирастает численностью, и в этом смысле Кремль одержал победу. Кремль реализует ту линию на управляемую демократию, о которой в последнее время много говорится, и снижает уровень энтропии в Думе, если угодно. То есть, уровень хаотичности и вот такой оппозиционности от случая к случаю - он, безусловно, понижается, потому что теперь послушная ранее Дума будет еще более послушной и еще боле предсказуемой.

Дмитрий Волчек:

Прежде чем задать следующий вопрос, я хочу предложить послушать опрос на улицах Москвы. А вопрос был такой: чем отличается "Единство" от "Отечества" - спрашивало у прохожих Илья Дадашидзе.

Москвич:

Я абсолютно ничего не понимаю, кто от чего отличается. Я знаю только, что Лужков Москвой заведует, а Шойгу - МЧС - все.

Москвичка:

Те рвут куски, и эти рвут куски. Те хотят у власти быть, и эти хотят у власти быть. Ну и все. Все рвутся за жирный кусок пирога.

Илья Дадашидзе:

А в чем отличие?

Москвичка:

Да ни в чем.

Москвич:

Все эти партии не отличаются ничем. Каждый хочет прийти к власти, и набивать себе карманы в банках, покупать себе виллы за границей и прочее... Вот они к этому все идут.

Москвичка:

Все они одинаковые. Все-все обещают и никому ничего не дают...

Москвичка:

После института иду, не могу ничего вам сказать, надо подумать...

Москвич:

Они мне безразличны, обе. Я вообще вне политики, Лужков мне симпатичен, я живу в Москве, он мне нравится, а Шойгу - где-то далеко он.

Москвич:

Честно говоря, я просто не знаю, как ответить, так сказать, квалифицированно. Я в политику сильно не вдаюсь. Просто я не хочу какую-то ерунду нести... Я бы с удовольствием ответил, но...

Москвичка:

Я вообще не понимаю различия в таких партиях, может, какие-то тонкости есть, но я их не ощущаю.

Москвичка:

Какие могут быть разницы, когда ни у одной партии нет четкой программы? Вы же знаете, как это создавалось, ниоткуда все взялось. Народ совершенно не был информирован о "Единстве". А Лужков все-таки в городе. Мы его немножко больше знаем. Я уже пенсионерка, но вынуждена до сих пор еще вкалывать, поэтом особенно не... Вот на митинг на НТВ ходила, только потому, чтобы не закрывали рот всем. Как сейчас - могу сказать хоть что-то. Пойдет это куда-нибудь или нет - это меня мало волнует. Но все-таки я имею право сказать.

Москвич:

Шойгу - это ставленник президента напрямую, а в остальном - я не знаю. Я разницы не вижу.

Москвич:

По-моему, если бы ОВР у власти было, было бы то же самое, что и сейчас. Вряд ли бы что-то изменилось.

Москвичка:

Вопрос не по адресу. Я совершенно неполитичный человек и боюсь просто попасть в лужу. Не знаю, весна - ни до политики, ни до партий.

Дмитрий Волчек:

Вот такое мнение избирателей. Думаю, спорить мы с ним не будем, да и незачем. Я хочу спросить вас о другом: я думаю, не секрет, что в Кремле, по крайней мере, одна группа разрабатывает план роспуска Думы и досрочных выборов - это решение о слиянии "Единства" и "Отечества", на ваш взгляд, это свидетельствует о том, что этот план готовится, или что его решено аннулировать, отложить?

Сергей Иваненко:

Я не думаю, что это связанные события. Я знаю о том, что обсуждается идея в Кремле о роспуске Думы. Обсуждается она в контексте того, чтобы развести парламентские и президентские выборы, потому что политтехнологи кремлевские считают, что невыгодно проводить в декабре парламентские, а в марте - президентские. Но чтобы распустить Думу, нужны все-таки законные основания. Пока у нас власть находится в конституционном поле и соблюдает законы, Слава Богу. Чтобы распустить Думу, по Конституции, нужно какое-то событие, связанное с недоверием правительству - либо правительство ставит вопрос о доверии, либо Дума объявляет недоверие, либо президент меняет премьера и предлагает кандидатуру, которая отвергается Думой - вот три возможных варианта. Никаких других нет. С учетом того, что после этого объединения "Единства и Отечества" стало уже абсолютно понятно всем, что это Дума карманная, Дума послушная, Дума, выполняющая все распоряжения президента и правительства, как экзотика будет выглядеть вот такая комбинация. Как говорил один из лидеров "Единства" - по сути дела, политический балаган... Что проправительственная, пропрезидентская фракция специально голосует против правительства, чтобы саму себя распустить... И на это пока еще люди в Кремле не идут, потому что неизвестно, как это повлияет на позицию избирателей. И, с моей точки зрения, если вот такая операция будет проделана, то количество людей, которые готовы голосовать за такую партию, которая занимается такими аутодафе, самосожжением существенно сократится. Это, я думаю, влияет на позицию политтехнологов, а других вариантов нет. Поэтому пока этот вопрос, с моей точки зрения, неактуален.

Дмитрий Волчек:

Борис Немцов сегодня предложил в противовес вот этому объединению "Отечественного единства" создать мощную правую партию - будете объединяться?

Сергей Иваненко:

Я хочу сказать, что то, что происходит сегодня - это в определенном смысле развитие той идеи, которую высказал Григорий Явлинский за несколько дней до президентских выборов - в марте 2000-го года. Это идея создания объединенных политических движений. Ведь посмотрите: вот даже название - "Координационный совет", которое сегодня используется Юрием Лужковым и Сергеем Шойгу - оно заимствовано, потому что именно Координационный совет создали фракции СПС и "Яблоко" в Государственной Думе. И то, что там есть ротация, а у нас есть сопредседатель - это тоже содержание одно и тоже, по сути дела. Я думаю, что, безусловно, необходимо говорить об актуальности и желательности создания такой вот серьезной мощной демократической коалиции, вплоть до формирования единого списка на выборах в Государственную Думу. Что касается организационного оформления, то вопрос, на самом деле, технический и вторичный. Я уверен, что это - не то, то является главной задачей. Главное - единая политика. Сегодня мы с СПС в рамках тех возможностей, которые у нас есть, проводим согласованную политику, и это оказывает влияние на ситуацию в стране. Поэтому я не думаю, что обязательно нужно создать одну "КПСС", чтобы решить проблему объединения демократов. Возможны и другие варианты.

Дмитрий Волчек:

В интервью агентству "Интерфакс" вы говорили, что возможен "мини-раскол" в "Отечестве", когда некоторые депутаты, несогласные с вхождением в "Единство", перейдут в другие фракции. Это лишь гипотеза, или у вас есть какие-то определенные представления, кто и когда это может сделать?

Сергей Иваненко:

Нет. Я вовсе не уверен в том, что люди оттуда уйдут. Я только уверен в том, что для очень многих людей, которых я лично знаю - членов фракции "Отечество" - у них есть очень сильное недовольство тем, что, по сути, с ними поступили как крепостными. Руководители договорились и как бы продали эту деревеньку под названием "Отечество" такому большому селу с названием "Единство". И ведь в чем главная проблема - она в том, что мы все знаем, что такое "Единство". "Единство" - это машина для голосования в Думе. Это, по сути дела, 85 карточек, которые сдаются координатору фракции, и голосование производится по звонку из Кремля. Ну, я не думаю, что все члены фракции, среди которых, независимо от их политических убеждений и наших отношений есть самостоятельные люди, люди, которые хотят иметь свое собственное лицо - что у них будет очень много восторга по поводу того, что теперь их политическая жизнь завершена. Они должны, по сути дела, влиться в эту единую серую массу, в которой не различим вообще ни один голос. Поэтому я не исключаю того, что будут такие движения все-таки не включаться в этот единый строй, а попытаться найти другие формы. Особенность Думы состоит в том, что здесь отдельный депутат имеет влияние только, если он находится в какой-то фракции. Именно поэтому я говорил о том, что возможно передвижение таких активных депутатов в те фракции, которые есть в Думе и не входят в эту теперь "кремлевско-московскую" коалицию.

Дмитрий Волчек:

И Шойгу, и Лужков говорили о том, что они не станут лидерами этой партии, как вы думаете, кто придуман на роль этого лидера - есть ли какие-то соображения?

Сергей Иваненко:

Ну, мне трудно гадать, хотя наш политический опыт, последнего года особенно, говорит о том, что сегодня проблема политических лидеров решается достаточно просто: от них не требуется, чтобы их знали люди, чтобы они представляли, какую-то связную программу, и тем более, чтобы они имели какие-то идеологические, моральные ценности, которые они отстаивают. Здесь достаточно просто решение. Действуют по принципу: вот мы назначим человека, а потом его "раскрутим". Я не исключаю, в принципе, что может быть и малоизвестный человек избран на эту должность. Последний пример назначения руководителя фракции "Единство", я думаю, показывает, что возможны самые разные варианты.

Дмитрий Волчек:

И министра внутренних дел тоже.

Сергей Иваненко:

Да, и министра внутренних дел...

XS
SM
MD
LG