Ссылки для упрощенного доступа

Перспективы коммерческого использования космоса


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Москве - Лиля Пальвелева, в Нью-Йорке - Ян Рунов, и в Париже - Семен Мирский.

Андрей Шарый:

В минувшее воскресенье на космодроме Плесецк состоялся первый коммерческий запуск ракетоносителя "Рокот", который вывел на орбиту два немецко-американских спутника. Как утверждает руководитель Космического центра имени Хруничева Александр Медведев, Россия готова стать полноправным участником мирового рынка космических запусков. Рассказывает Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева:

Коммерческие запуски тяжелых ракет, "Протонов", "Союзов" и так далее, в России уже производились, а вот аппараты легкого класса - грузоподъемностью до двух тонн - в коммерческих целях прежде, до запуска "Рокота", не использовали. Ракетоноситель этого класса вывел на околоземную орбиту два спутника "Том" и "Джерри", так зовут мультипликационных кота и мышонка, для изучения климата и гравитационного поля планеты. И это пример успешной конверсии, ведь "Рокот" создан на базе боевой баллистической ракеты "СС-19", которая в соответствии с российско-американским договором о сокращении наступательных вооружений была обречена на ликвидацию. Вот комментарий генерального директора Центра имени Хруничева Александра Медведева:

Александр Медведев:

Часть ракетных комплексов, в том числе "СС-19", должна сниматься с вооружения и уничтожаться либо простым разрезанием ракет, или же, договор предусматривает, слава Богу умные головы нашлись, такие, которые включили в этот договор пункт, в котором записано, что ракета может быть уничтожена методом пуска. Ну, вот мы тогда сделали из этой ракеты коммерческую, она, кстати говоря, крупнее самой большой ракеты аналогичной межконтинентальной баллистической США, так вот мы не просто наш интеллект не пустили под нож, мы привлекли инвестиции в Россию, 40 миллионов долларов, больше половины их пошло на инфраструктуру Плесецка.

Лиля Пальвелева:

Запуск "Рокотов", утверждает Александр Медведев, - дело весьма перспективное и выгодное. Это дешевый легкий носитель для тех аппаратов, которые создаются и в Центре Хруничева, и в других странах:

Александр Медведев:

Гамма вот таких возможностей открывается этим пуском, это сервис по запуску малых аппаратов зарубежных, и здесь мы собираемся определенные доходы получать, и немалые, потому что такой пуск стоит в среднем 10 миллионов долларов, многое зависит от конъюнктуры, ситуации думаю, что можно и больше за такие пуски брать, но пока мы начинаем эти запуски, то, наверное, очень на большие по величине контракты рассчитывать не приходится, потому что рынок - очень капризная вещь, начинать надо с малых.

Лиля Пальвелева:

Сейчас львиная доля полученных средств ушла на подготовку и осуществление запуска:

Александр Медведев:

Потому что речь идет действительно о первом пуске. Первый пуск всегда где-то на грани себестоимости, иначе просто в рынок не войдешь. Там претендентов очень много. Одних только наименований ракет легкого класса, аналогичного "Рокоту" - их где-то около 10. Конкурентов очень много и с ними надо бороться, а, кстати, рынок не очень мощный и борьба обостряется. А то, что остается, мы понимаем, что если мы не будем вкладывать вот эти деньги в дальнейшее развитие инфраструктуры - мы просто-напросто потеряем будущие заказы и мы не должны бросать эти деньги куда-то в другие места, мы должны дальше наращивать эту мощность, потому что на самом деле это все потом окупится.

Лиля Пальвелева:

Коммерческий запуск ракеты класса "Рокот" стал уже вторым за последнее время крупным проектом, направленным на решение экономических проблем российской космической отрасли за счет собственных ресурсов. Всего несколько дней назад экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева предложил разработанную его специалистами авиационно-космическую систему, предназначенную для туристических полетов. Предполагается, что космический челнок будет подниматься специальным самолетом на высоту 101 километр, затем пассажирский модуль будет отделяться и с помощью ракетных двигателей около трех минут лететь в так называемом ближнем космосе. Стоимость проекта оценивается в 70 миллионов долларов. При этом цена одного билета для космического туриста составит около ста тысяч долларов. Желание полететь в космос выразили более 200 человек. Первые полеты намечены на конец 2004-го года.

Андрей Шарый:

Итак, Россия объявила о первом в мире космическом челноке, сконструированном специально для туризма в космическом пространстве. Как отнеслись к этому в США, стране, которая тоже давно и активно развивает астронавтику. Об этом наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов:

Ян Рунов:

Прежде всего, мы связались с Национальным агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства НАСА, чтобы узнать, не планируют ли США нечто подобное. Представитель НАСА по связям с прессой Дебора Рон сказала:

Дебора Рон:

НАСА в настоящее время пересматривает свою коммерческую политику, в том числе обсуждается вопрос, настало ли время для продажи частным лицам мест в космических кораблях. Споры об этом уже идут, и для принятия решения потребуется, вероятно, еще несколько месяцев. Но в данный момент мы не планируем принимать туристов на борт космических челноков.

Ян Рунов:

А вот что думает профессор университета Монт-Клэр, штат Нью-Джерси, автор научно-популярных и футуристичских книг доктор наук Майкл Зей:

Майкл Зей:

Во-первых, российский проект космического туризма разработан совместно с американской компанией "Space Adventure", которая организовала космическое путешествие для миллионера Денниса Тито в прошлом году, а теперь готовит к скорому путешествию второго космического туриста южноафриканского миллионера Марка Шаттлуорта. Так что идея обрела вполне реальные очертания. Почему Россия первой стала внедрять космический туризм? Прежде всего, потому что России вообще и российской космической программе в частности остро нужны деньги. НАСА опасается ответственности за здоровье космических туристов. В космос могут отправляться люди, обладающие хорошим здоровьем и прошедшие серьезную подготовку к полету. Такова точка зрения НАСА. Но вспомним, что Деннису Тито уже под 70 и его случай показывает, что даже кратковременная тренировка человека в преклонном возрасте позволяет ему участвовать в космическом путешествии. Второе возражение противников космического туризма заключается в том, что излишняя коммерциализация не ускорит, а замедлит развитие космических программ, так как отвлечет внимание от чисто научных задач, но Америка может себе позволит не торопиться с решением, потому что, несмотря на замедление экономического развития, государство продолжает выделять, может, и не такие, как хотелось бы, но все же огромные средства на исследование космического пространства. У России положение иное и все-таки я уверен, что НАСА последует примеру России и начнет развивать космический туризм. Это поможет популяризации космических исследований, чем больше налогоплательщики будут вовлечены в космические программы, тем легче будет добиваться в Конгрессе дополнительных средств для НАСА.

Ян Рунов:

А вы лично полетели бы?

Майкл Зей:

Я бы полетел. В конце концов, сто тысяч долларов, за которые можно час рассматривать Землю из космоса, не такие уже большие деньги для состоятельных людей. Сто тысяч это годовая зарплата приличного программиста. А на каком корабле лететь - российском или американском - для меня нет большой разницы. Космонавтика все больше интернационализируется. Что же касается риска, то думаю, в космосе риск немногим больше, чем в других видах туризма. Погибнуть можно путешествуя на автомобиле, мотоцикле, лодке, занимаясь альпинизмом, летая в самолете, я даже думаю, что космические путешествия контролируются лучше, чем многие другие. Я не вижу повышенного риска в космическом туризме.

Андрей Шарый:

Франция, с завидной регулярностью отправляющая в космос спутники связи с космодрома Куру во французской Гвиане, предпочитает, однако, прибегать к услугам России и США для запуска своих астронавтов. Менее чем через два месяца, в мае, на Международную космическую станцию на американском корабле "Шаттл" - челноке многоразового использования - отправится французский астронавт Филипп Перен. Что же касается космического туризма, то никакого намека на энтузиазм этот род досуга среди французов не вызывает. Рассказывает корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский:

Семен Мирский:

Во Франции к исследованию космоса относятся со всей подобающей серьезностью. Причина не только в том ,что Жюль Верн был французом хотя бессмертная книга "Из пушки на Луну", несомненно, веха в освоении человеком космического пространства. Есть во Франции и свой, условно выражаясь, звездный городок, даже целый город - Тулуза, центр авиационной и космической промышленности, где находится и Высшая национальная школа аэронавтики и космических полетов, кстати, одно из самых престижных учебных заведений страны. Что касается космодрома во французской Гвиане, то регулярно стартующие в небо ракетоносители серии "Арианн" конкурируют на равных с российскими и американскими ракетами того же типа.

Если же говорить об идее космического туризма, то, насколько мне известно, во Франции нет сколь либо заметного интереса к этому роду удовольствий. Решив проверив собственную интуицию, я вышел на Интернет-сайт Французского национального ведомства освоения космоса, где нашел составленный учеными прогноз на ближайшие 30 лет. Первое, что бросается в глаза - сдержанность и трезвость прогноза. Читаем: "В 2030-м году на Луне, вероятнее всего, будет действовать постоянная лунная база, работающая по тому же принципу, по которому работают на Земле базы в Антарктике. В 2030-м году космические полеты по-прежнему будут стоить очень дорого, несмотря на технический прогресс и значительную экономию средств". О возможности создания в ближайшие 30 лет постоянной базы на планете Марс французские ученые тоже отзываются крайне сдержанно, по принципу, такая база останется, скорее всего, в сфере научной фантастики, хотя, кто знает. Наконец, в разделе "Перспективы космического туризма" читаем: "Что касается экскурсий на низких орбитах, то в инициативах нехватки нет, причем инициативы носят иногда достаточно странный и не всегда честный характер... Не исключено, однако, что Международная космическая станция сможет принимать на своем борту некоторое число людей, желающих провести немного времени на орбите, но эти прогулки в любом случае будут стоить очень дорого и предварительным условием для участия в них будет соответствующая подготовка кандидатов". Так что пока на родине Жюль Верна к возможности космического туризма относятся, как видим, без всякого восторга.

XS
SM
MD
LG