Ссылки для упрощенного доступа

Россия, возможно, нарушает Договор по ПРО


Юрий Жигалкин, Москва:

Москва, возможно, давным-давно имеет систему ограниченной противоракетной обороны, запрещенную советско-американским Договором по ПРО, систему, по возможностям сходную с той, что собираются соорудить Соединенные Штаты. С таким предположением выступила газета "Уолл-Стрит Джорнэл". Может ли Россия скрыть от мира такую тайну? Слово корреспонденту Радио Свобода в Нью-Йорке Юрию Жигалкину:

Юрий Жигалкин:

"Успела ли Россия уже создать свою систему противоракетной обороны"? - такой вопрос выносит в заголовок газета "Уолл-Стрит Джорнэл" и отвечает на него почти утвердительно, основывая свой анализ на материалах, собранных бывшим сотрудником американских разведывательных служб Уильямом Ли. Он же, после многолетнего изучения общедоступной и недоступной всем информации, нарисовал картину методичного создания Советским Союзом своей системы общенациональной ограниченной противоракетной обороны. Только, в отличие от США, Москва не замахивалась на принципиально новые технологии перехвата, а построила свою систему, отталкиваясь от слабостей Договора по ПРО, слегка нарушив его некоторые положения.

Например, Уильям Ли располагает информацией о том, что Советский Союз оснастил свои антиракетные комплексы SAM, формально предназначенные для перехвата ракет ограниченной дальности действия, ядерными боеголовками, способными сбивать баллистические ракеты. Восемь тысяч таких ракет "земля-воздух" находятся на боевом дежурстве в разных концах России. Если это так, то это откровенное нарушение Договора по ПРО. Мало того, российская система радаров раннего предупреждения, якобы, гораздо мощнее того, что разрешено Договором. Эти радары также незаконно сведены в единую компьютеризованную систему, которая следит за космическим и воздушным пространством и передает координаты потенциальных целей антиракетным комплексам. Единственный раз Советский Союз открыто попался на нарушении Договора, когда он начал незавуалированное строительство радара для этой системы в Красноярске. В результате, как пишет "Уолл-Стрит Джорнэл", российская система противоракетной обороны, если она существует, превращает в пародию Договор о ПРО и призывы президента Путина к США отказаться от своей идеи антиракетного щита. Насколько реалистичными кажутся такие выводы? Вопрос американскому эксперту сотруднику фонда "Херитейдж" Бейкеру Спрингу.

Бейкер Спринг:

Договор по ПРО запрещает придавать ракетам, предназначенным для перехвата самолетов и ракет среднего и короткого радиуса действия потенциал для перехвата баллистических ракет. Оснащение их ядерными боеголовками и сведение в единую систему с радарами слежения представляет собой явное нарушение Договора и заставляет говорить о том, что у России есть система национальной противоракетной обороны. Нельзя, конечно, утверждать, что эта система эффективна или надежна сегодня.

В свое время Вашингтон выражал протесты Москве по поводу нарушений Договора, но воздерживался от выхода из него, надеясь на дальнейшее сотрудничество с Москвой. Сейчас же этот Договор, заключенный некогда с Советским Союзом, с точки зрения легальности находится под большим вопросом, ибо Сенат не утвердил его новую американо-российскую версию. И я думаю, что американская администрация не считает нужным пока привлекать внимания к этим нарушениям, лишь потому, что законность Договора сомнительна.

Юрий Жигалкин:

Тем не менее, очевидно, что публикация в "Уолл-Стрит Джорнэл" была задумана с тем, чтобы привлечь внимание к тому, что может оказаться откровенно лицемерной позицией России.

XS
SM
MD
LG