Ссылки для упрощенного доступа

Год Украины в России - станут ли через год русские и украинцы ближе и понятнее друг другу?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко, председатель Объединения украинцев России Александр Руденко-Десняк, украинский политолог, глава фонда "Спiвдружнiсть" Сергей Телешун и международный обозреватель Радио Свобода Виталий Портников.

Андрей Шарый:

В России объявлен год Украины. Объявлен решением сверху. Сопредседателями организационного комитета стали руководители администрации президентов двух стран. Год дружбы народов провозглашен, он уже полтора месяца как начался, но мало кто из обычных граждан знает, что это такое. Из Киева - наш корреспондент Владимир Ивахненко:

Владимир Ивахненко:

В рамках года Украины в России в двух столицах проходит множество мероприятий, которые не ограничиваются проведением Дней культуры и различных фестивалей. В конце минувшего года этому событию было приурочено открытие в Киеве российского медиа-центра. Одним из инициаторов создания центра выступил руководитель московского фонда эффективной политики Глеб Павловский. Известного кремлевского политтехнолога называют и автором идеи о проведении года Украины в России. О политических мотивах этой акции говорят многие украинские политики. На фоне нестабильных отношений с Западом, Москва в очередной раз пытается сблизиться с Киевом. В последнее время из уст украинского президента довольно часто звучат упреки в адрес западных партнеров. Недавнее введение торговых санкций со стороны Соединенных Штатов, призывавших прекратить пиратское производств лазерных дисков, а также поддержка соседней Польшей строительства газопровода в обход Украины, похоже, только укрепили мнение властей в том, что Киев обречен на сотрудничество с Россией.

Год Украины в России предполагает дружественные жесты со стороны Москвы. В этом контексте в украинской столице рассматривают и реструктуризацию газовых долгов, и готовность российского правительства на более выходных условиях, чем Запад, достроить два блока на Ровенской и Хмельницкой АЭС. От результатов предстоящих на Украине в конце марта парламентских выборов во многом будет зависеть дальнейшее развитие украинско-российских отношений. И хотя нынешний посол России в Киеве Виктор Черномырдиным называет выборы внутренним делом Украины, вполне очевидно, что избирательные блоки и партии, отстаивающие идею сближения двух стран, не останутся без внимания Москвы.

Украинская политическая элита сейчас активно осваивает новый лозунг о том, что движение Украины в Европу возможно только вместе с Россией. В этом уверен и Леонид Кучма. Вернувшись из трехдневной поездки по Западной Сибири он заявил, что Украина готова к сотрудничеству с Россией "на любых условиях". И, похоже, украинского лидера впечатлили не столько запасы российских месторождений нефти и газа, а его твердое убеждение в том, что северный сосед еще надолго будет оставаться главным политическим и экономическим партерном. 2003-й год уже объявлен Леонидом Кучмой годом России на Украине. Скорее всего, в этот период в Кремле и будут ожидать ответных шагов нынешнего украинского руководства, в том числе, возможно, и позитивного ответа на все еще не прозвучавшее предложение о более тесной интеграции двух стран.

Андрей Шарый:

Идею проведения года Украины в России я попросил прокомментировать председателя Объединения украинцев России Александра Руденко-Десняка. Замечу: по официальным данным в России проживает 4 миллиона 370 тысяч украинцев.

Александр Руденко-Десняк:

Я отношусь к этой идее, безусловно, положительно. Пока я еще не столкнулся с обширной практикой осуществления этого года. Он объявлен, он заявлен, он был, видимо, достаточно актуален, потому что действительно прошло 10 лет существования Украинского независимого государства и новой России, и, в общем-то, пришло время посмотреть, скажем так, что из всего этого вышло. Если верить российским, скажем, средствам массовой информации, то уже как бы не представляет особых сложностей, проблем, существует ли независимое украинское государство - в общем-то, оно существует. Если оно существует, значит, из этого следует множество уже чисто реальных проблем - как Украине строить отношения с новой Россией. Это действительно очень серьезная проблема. Что касается того, чем я занят, то мне представляется, что в России - это повод, достаточно серьезный - посмотреть на то, что делается в жизни российских украинцев. Я имею в виду национально-культурный аспект. Что делается с украинским языком в России, что делается, скажем так, с национальной идентичностью украинцев в России, как идет национальное самоопределение в новых условиях. Это действительно достаточно сложные процессы. Видимо, год Украины позволяет посмотреть на них более пристально.

Андрей Шарый:

Как вы считаете, вот все эти мероприятия, связанные с проведением года Украины в России - это по большей степени пока такая спущенная сверху политическая инициатива, ведь председатели оргкомитета - это руководители администраций президентов России и Украины, все это поддерживается на высоком правительственном уровне... Это такая политическая кампания, или есть некая инициатива снизу, и действительно окончиться год может сближением двух народов?

Александр Руденко-Десняк:

Чем закончится год, мы посмотрим. Если будет такая возможность, давайте поговорим в конце года. Что касается инициативы сверху - Россия такая стран, все прекрасное в жизни и наоборот идет исключительно сверху вниз. Пока мы не можем говорить о том, что у нас существует развитое гражданское общество, где инициатива идет, скажем так, с двух сторон. Поэтому, да, это была инициатива, спущенная сверху. Насколько она глубоко проникнут в современную российскую политическую и общественную жизнь - пока еще судить рано.

Андрей Шарый:

Сейчас мнение из Киева. Украинский политолог глава фонда "Спiвдружнiсть" Сергей Телешун считает, что год Украины в России в Киеве может стать одним из составных элементов предвыборной кампании:

Сергей Телешун:

Если откровенно - где-то слышали, говорят, что это хорошо, но никто конкретно еще не пробовал. Это как хорошее блюдо в каком-нибудь перворазрядном ресторане. Говорят, что очень классно кормят, но конкретно еще лакомый кусочек на десерт не получили. В этом большая проблема, что любая инициатива сейчас - мы находимся в тоталитарном обществе, во всяком случае, пытаемся из него выбираться, из его наследия, так или иначе, и каждый гражданин в отдельности должен почувствовать, что это будет ему лично интересно. Получается так, что какие-то вопросы решает политическая элита. Иногда забывают эту инициативу даже спустить традиционно на низ. Не говоря о том, чтобы граждане и Украины, и России принимали в этой программе непосредственное участие. К слову - это не так сложно. Это не только пиар-акции. Это конкретные социально-экономические и политические проекты, в которых, если не все граждане России и Украины, то какие-то, скажем, отдельные социальные группы могут принять активное участие. Этого, к сожалению, пока нет, и я уверен, что если провести быстрый социологический опрос, то многие в Украине не смогут конкретизировать, а что же на самом деле представляет эта программа. Многие в Украине наверняка это связывают с парламентскими выборами и попытками тех или иных сил использовать традиционно российско-украинскую карту, или с плюсом, или с минусом.

Андрей Шарый:

И будут правы, если попытаются это сделать?

Сергей Телешун:

Естественно, другое дело, кто и в каком количестве постригет овчинки, и что с этой овчинкой получится. Но самое неприятное заключается в том, что тогда деформируется принципиальное отношение - любое нормальное последующее начинание для многих будет начинаться примерно такой фразой: "Ах, опять будем решать свои вопросы, в частности и традиционно, чисто по-славянски удерживая фигу в кармане и улыбаясь на лице"...

Андрей Шарый:

В рамках именно этой кампании - года Украины в России - состоялся визит украинского президента Леонида Кучмы в один из центров добычи российской нефти, Ханты-Мансийский автономный округ. У микрофона с комментарием международный обозреватель Радио Свобода Виталий Портников:

Виталий Портников:

"Вы нам больше нефти - мы вам больше сала", - даже если украинский президент Леонид Кучма не говорил этих слов во время своего путешествия по Сибири и российские журналисты попросту говоря их придумали, сама цитата весьма точно отражает отношение российского политического истеблишмента и российского общества к отношениям с Украиной в сфере экономики. И, пожалуй, эти же слова могут быть эпиграфом к году Украины, который проходит сейчас по решению российского президента Владимира Путина. Кстати, следующий год будет годом России на Украине.

Разумеется, во время подобного столь значительного события, которое продолжается целые 12 месяцев, необходимо что-то делать. В советские времена проводились не столь масштабные мероприятия - декады, недели, и их можно было заполнить утренниками, песнопениями народных коллективов, театральными выступлениями, участием коллективов художественной самодеятельности в социалистическом соревновании, словом, всем тем, что и составляло наш советский быт и наше культурное самообразование. Сейчас все сложнее. Год Украины в России - это время одного государства сообщить о себе другому. Как сообщать, если представителями руководства в обеих странах являются люди, воспитанные на советских декадах и впитавшие их традиции с молоком матери? И вот Леонид Кучма отправляется в Сибирь говорить о сотрудничестве с энергетиками наиболее важного для украинской экономики региона, беседовать с местными украинцами. Почему президент? Почему не министр? Почему в этом случае не происходит приезда главы независимого государства в столицу другого независимого государства, которое он посещает? Как руководитель современной европейской страны может позволить себе путешествовать несколько дней по регионам соседнего государства, будто бы он какой-нибудь Ким Чен Ир? Все эти вопросы остаются без ответа.

Во главе оргкомитета по проведению года Украины в России находится не какой-нибудь деятель культуры, кинорежиссер или мелкий чиновник - глава президентской администрации Александр Волошин - чиновник №1 в российской политической иерархии, если, разумеется, не считать президента Владимира Путина. И что же ему делать с этим странным поручением? Александр Волошин приглашает в Москву Владимира Литвина - также главу президентской администрации. Но наблюдатели немедленно усматривают в этом стремление поддержать предвыборный блок "За единую Украину", который возглавляет Литвин. Только вот интересно, знают ли что-либо об этом блоке президент Владимир Путин и другие собеседники Литвина?..

Так и пройдет этот год - бессмысленные визиты, бессмысленные встречи, бессмысленные разговоры, но желание показать, что все продвигается. Не проще было бы просто развивать экономические связи и проводить реформы? Тогда и не нужно было бы никаких годов объявлять - все было бы само собой, навсегда, а не на 365 объявленных дней.

XS
SM
MD
LG