Ссылки для упрощенного доступа

"Год президентства Владимира Путина и перспективы инвестиций в российскую экономику..."


Программу ведет Савик Шустер. С директором Экспертного института профессором Евгением Ясиным беседовал корреспондент Радио Свобода Владимир Бабурин.

Савик Шустер:

В среду в Москве прошла российско-американская конференция с "глобальным" названием - как и все российско-американские конференции: "Год президентства Владимира Путина и перспективы инвестиций в российскую экономику". Рассказывает корреспондент Радио Свобода Владимир Бабурин:

Владимир Бабурин:

Вопроса: "Кто вы, мистер Путин?" вероятные западные партнеры России больше не задают, по крайней мере, вслух. Хотя, нельзя сказать с полной уверенностью, что все уже знают ответ на этот вопрос. Как бы то ни было, полученные в первый год президентства Путина в экономике результаты оказались даже лучше самых оптимистических прогнозов, хотя во многом не благодаря Путину, но и не вопреки ему, а из-за благоприятных для России внешних факторов, прежде всего - высоких цен на нефть. И все же: позитивные тенденции, которые начались в конце 1998-го года, после девальвации национальной валюты, действительно усилились. Но, хотя впервые за последние десятилетия в России был достигнут экономический и инвестиционный рост, проблем остается все же значительно больше, чем результатов. Быстрого развития структурных реформ не случилось, а оценки инвестиционного климата даже несколько ухудшились из-за административного давления на предпринимателей и потенциальных инвесторов. Один из организаторов конференции - директор Экспертного института профессор Евгений Ясин - сказал в интервью Радио Свобода:

Евгений Ясин:

Правительство и президент декларировали продолжение федеральных реформ и укрепление государства. С моей точки зрения, работы по одному и по другому направлению чрезвычайно важны и необходимы. Что касается либеральных реформ, то, прежде всего, мы должны сделать выбор, и как бы господин Путин этот выбор делает - между направлением на формирование мобилизационной экономики с активным государственным вмешательством, или, наоборот, свободной, инновационной, рыночной экономики, в которой создаются наилучшие условия для бизнеса...

Владимир Бабурин:

Евгений Григорьевич, вы говорили о необходимости укрепления государства. За тот год, что Владимир Путин у власти, наверное, одно из самых популярных выражений - это "укрепление вертикали власти". Но, к сожалению, в докладе это есть, но мне не кажется, что это выражает ту тревогу, которая должна быть по этому поводу. Укрепление вертикали привело к тому, что необычайно укрепились возможности прокуратуры, правоохранительных органов и так далее. То есть, сейчас разорить предприятие - это дело буквально нескольких дней. В докладе приводятся несколько примеров: смена менеджмента на Качканарском горнообогатительном комбинате, "Кристалл", "Медиа-Мост" - "Газпром-Медиа" - понятно, это то, что у всех на слуху... Лично у вас все-таки есть большая тревога по поводу того, что происходит, или вы согласны с той довольно ровной оценкой, которая приводится в докладе?

Евгений Ясин:

Доклад - это публичный документ, который выражает не мою личную точку зрения, а точку зрения и института, и палаты - лично я считаю, что "вертикаль власти" - это вообще категория советская, и что она неуместна в настоящее время. С моей точки зрения, нам действительно нужно укрепление государства, и против этого, я думаю, никто не будет возражать после той манной каши, которая была в предшествующие 10 лет, и, в общем, в известной степени - по объективным причинам. Поэтому деятельность президента Путина в данном направлении я не могу отрицать, потому что я сам в течение многих лет настаивал на том, чтобы были внесены изменения в закон, которые позволяли бы в случае злоупотреблений отстранять от власти губернаторов, и так далее, и тому подобное. Но в том, что происходит, у меня вызывает очень даже серьезные опасения... Я здесь об этом немножко сказал, и мне кажется, что вопрос не просто в том, чтобы восстановить "вертикаль власти", потому что это означало бы восстановление, в конечном счете, административно-командной системы, учитывая тот перекос в пользу исполнительной власти, который у нас существует, слабость судебной и слабость законодательной власти. Вот мне представляется как раз очень важным, чтобы торжествовала концепция укрепления институтов государственной власти, основанная на законах демократия, а сама по себе такая идея, что "прокуратура - это у нас самый главный орган" мне очень не нравится.

Владимир Бабурин:

Авторы доклада отмечают, что несмотря на очевидные положительные тенденции, которые сейчас есть в развитии российской экономики, все-таки продолжают оставаться достаточно серьезные завязки на западные кредиты, в частности - кредиты Парижского клуба. Как вы полагаете, вот в этот год Путина было ли в достаточном смысле использовано то, что ваш коллега Александр Шохин называет "здоровым цинизмом"? ("Вот, мы поддерживаем, Россия поддерживает операцию НАТО и США в Косово - вот, пожалуйста, спишите определенную часть кредита", - Шохин считал, что кредит вообще надо было весь списать)... Насколько вот этот прагматичный цинизм можно будет использовать сейчас, в связи с последними событиями - возобновлением сотрудничества с Ираном и так далее?

Евгений Ясин:

Списать бы все равно не удалось, но торговаться надо и использовать вот этот самый здоровый цинизм в процессе торга, я считаю, вполне приемлемо и разумно. Просто нужно представлять себе, что если вы выступаете с какими-то заявлениями, то вы на эту тему сначала поговорите с партнерами, чтобы это не сваливалось на них, как снег на голову. В остальном торг уместен жесткий, с отстаиванием национальных интересов России. Но, понимаете, я хотел бы разделить: есть как бы характеристики, которые означают становление в России общества западного типа, демократической системы с рыночной экономикой. И в этом отношении у Запада не должно быть никаких сомнений относительно того, что происходит в России; но одновременно нужно отстаивать национальные интересы, так же, как Япония, или Германия, или Франция отстаивают их перед США.

Владимир Бабурин:

А вот попытка отказаться заплатить по долгам, которая была предпринята совсем недавно - вы считаете это правильным шагом или ошибкой?

Евгений Ясин:

Я считаю это ошибкой. Просто надо было быть более настойчивым. Правительство полгода проспало. Я считаю, во-первых, было ошибкой то, что этот вопрос не обсуждался на Окинаве. Это был очень важный момент, когда мы должны были бы начать разговор на эту тему. Затем мы молчали, молчали, а потом, вдруг, бах - выступили. Но также я считаю неправильным и то, когда некоторые представители российского руководства вдруг заявляют, что "мы будем платить все, и нам реструктуризация не нужна - она нам обойдется дороже", - это тоже неправильно.

XS
SM
MD
LG