Ссылки для упрощенного доступа

Движение "Идущие вместе" проводит обмен "вредных для России" книг


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Долин и Елена Фанайлова.

Петр Вайль:

В пятницу в Москве молодежная организация "Идущие вместе" провела пресс-конференцию, посвященную состоянию отечественной литературы. Организаторы представили первую книгу, выпущенную на деньги движения, - "Рассказы о войне" Бориса Васильева. А также, назвали ряд авторов, чьи произведения, по мнению "Идущих вместе", являются "дрянью", и призвали изъять это книги их домашних библиотек. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Владимир Долин.

Владимир Долин:

Про-президентское движение "Идущие вместе", известное борьбой за чистоту городских улиц в день 7 ноября, решило "очистить" современную русскую литературу, для чего проводит обмен книг, вредных для России по мнению руководителя организации, на книги, содействующие правильному воспитанию молодого поколения. О цели акции рассказал лидер "Идущих" Василий Якименко.

Василий Якименко:

Данной акцией мы стремимся привлечь внимание к тяжелейшей ситуации, сложившейся в отечественной культуре. Одним из ключевых инструментов разрушения отечественной культуры стало искусственно насаждаемое неопределенность понятий, явлений в культурном и литературном пространстве.

Владимир Долин:

В число вредных для России авторов Василий Якименко включил Карла Маркса и современных писателей: Виктора Пелевина, Владимира Сорокина. Из произведения идут в обмен на сборник повестей Бориса Васильева. Знает ли сам Борис Васильев о запланированной акции - выяснить не удалось. Книги Сорокина и Пелевина организаторы обмена собираются послать авторам. Книги Карла Маркса - на его родину, которую Василий Якименко почему-то назвал Карл-Маркс-Штадтом, хотя основоположник революционного учения родился в немецком городе Триере. Кстати, в Ульяновск "Идущие вместе" ничего отправлять не собираются. По утверждению Якименко, акцию поддерживает творческая и научная интеллигенция.

Василий Якименко:

Планируя эту акцию, мы обращались к представителям творческой интеллигенции, к выдающимся деятелям науки и культуры, образования, своими достижениями в этих областях доказавших свою значимость, свое право переживать за людей, свое право звать их за собой. Согласившись со всеми положениями и приветствуя наше письмо, которое вы все имеете на руках, о неопределенности как знаковом понятии нашей жизни, разрушающем нашу культуру, представители интеллигенции почему-то основным условием подписи этого письма обозначили "выкинуть" из этого письма все фамилии.

Владимир Долин:

Надо полагать, потому что это - интеллигенция. Мне удалось побеседовать с одной из активисток движения.

Активистка "Идущих вместе":

Пелевина я читала "Дженерейшн Пи", помимо этого, из коммерческой литературы читала Маринину, Серова и так далее. Я пробовала читать, но мне не понравилось, к сожалению.

Владимир Долин:

А Пелевин понравился?

Активистка "Идущих вместе":

Пелевин, скажем так, не могу ответить однозначно. Прочитать, мне кажется, это стоит для того, чтобы понять, что это вообще. Но сказать, что понравилось - наверное, все-таки, нет. Когда читала эту книгу, она интересна тем, что ее нужно, действительно, прочитать и попробовать, что же это такое. Но, так как очень часто в его книгах встречаются какие-то такие описания, они, скажем, - ощущение наркотического опьянения. По крайней мере, у меня сложилось вот такое впечатление. И, наверное, я бы не хотела такую литературу читать, чтобы она вообще было широкого распространения, потому что она влияет, все-таки, на людей. Особенно, откровенно говоря, потому что это автор известный, его рекламируют везде. Уже какой-то штамп, что его читать нужно, и поэтому молодежь его читает.

Владимир Долин:

А Маркса что вы читали?

Активистка "Идущих вместе":

Когда мне было 15 лет - я давно мечтала, что буду экономистом - я в 15-16 лет пыталась читать "Капитал" Карла Маркса. Естественно, я ничего не поняла тогда, он, наверное, был выдающимся, в общем-то, ученым, но, к сожалению, он был утопистом, поэтому его теория на нашей практике в России - у нас пытались жить по этой теории - она показала то, что жить по ней, в общем-то, нельзя. Иначе не получили бы того государства, которое сейчас получили. Оно, к сожалению, сейчас плачевно, по крайней мере, на мой взгляд.

Владимир Долин:

Вы считаете, что Маркс виноват в этом - в положении нашего государства?

Активистка "Идущих вместе":

Нет, виноват, конечно же, не он, а те люди, которые пытались жить по его теории. Кто не рискует...

Владимир Долин:

Сорокина вы что-нибудь читали?

Активистка "Идущих вместе":

Сорокина - нет. Сорокина не читала.

Владимир Долин:

Самое печальное, что и с творчеством прекрасного писателя Бориса Васильева девушка тоже оказалась знакома, мягко говоря, поверхностно.

Петр Вайль:

Итак, книги Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Виктора Ерофеева и некоторые другие "Идущие вместе" назвали "дрянью" С заинтересованными лицами побеседовала наш корреспондент Елена Фанайлова.

Елена Фанайлова:

Реакция ниспровергателя консервативных ценностей писателя Владимира Сорокина оказалась неожиданно серьезной и почти печальной.

Владимир Сорокин:

С одной стороны, мне, в общем, все равно, что делают с моими книгами, даже если их будут засаливать в бочках, я буду спать спокойно, так как я пишу для себя. Но сама по себе акция симптоматична. Желание "почистить" культуру, привести ее в достойный вид - это некий симптом новой власти, некий знак новой государственности, которая на нас надвигается. Но это пока мягкая "зачистка". Я бы назвал этих ребят припудренными штурмовиками - пойти на то, чтобы сжечь книги - это слишком круто, это уже было. А менять сомнительных авторов на гуманистов - это такой "софт" вариант. Вообще, у меня вызывали всегда подозрение люди, идущие вместе. Я не любил комсомольцев и все общественные движения.

Елена Фанайлова:

Не менее серьезен был и другой возмутитель литературного спокойствия Виктор Ерофеев.

Виктор Ерофеев:

Я считаю это таким легким вариантом ауто-дафе, предложением не обменяться книгами, а предложением уничтожить книги, потому что, судя по этому заявлению, они хотят собранные книги враждебных авторов отправить авторам домой. По-моему, в этом есть не только игра в комсомольскую "Зарницу" этих путинских комсомольцев, но и есть явная угроза и, по-моему, даже какое-то нарушение человеческих прав, потому, что книги, во-первых, принадлежат не авторам, а издателям, а во-вторых, никого не должно интересовать, где живет автор и так далее. Мне не нравится эта тенденция, потому что началось все с телевидения, а теперь, вместо того, чтобы заняться "душением" газет и журналов и прочего аппарата СМИ, решили перекинуться на писателей. Это, конечно, акция, похожая на 20-е годы у нас и на что-то похожее в Германии в 30-е годы. Меня вот уже беспокоят иностранные корреспонденты, которые давно как-то не реагировали на события, я имею в виду не политические, а культурные события в Москве. Это люди, которые с кем-то идут вместе, они поднимают такую волну. Мне думается, что это не свидетельствует об их желании привыкать к тому, что мы живем или собираемся жить в цивилизованном обществе. А вообще, в России что ни сделай, то политика, потому что все не стабилизировано, и каждый акт превращается в политику. Мне кажется, то, что политика - это ясно, другое дело - зачем это все сделано. Потому что, с одной стороны, получается некоторая реклама тем же авторам, что выглядит нелепо с их стратегической точки зрения, а с другой стороны, они пользуются именем Бориса Васильева, который вполне либеральный автор, пьесы которого шли у Любимова в театре.

Елена Фанайлова:

Мы обратились к литературным критикам с просьбой прокомментировать ситуацию. Говорит Андрей Немзер.

Андрей Немзер:

В этом сюжете есть две стороны. То, что организация "Идущие вместе" издала книгу Бориса Васильева - это, несомненно, хорошо вне зависимости от того, как мы, писатели, к этому относимся. Хорошо, когда издают почтенных писателей. Вторая сторона этого сюжета - прямо противоположна. Это называется хамством. При этом хамство многонаправленное. Эта акция оскорбительна для Бориса Васильева, который становится фишкой в какой-то игре, эта акция оскорбительна для исчисленных писателей. Как бы к ним не относиться, но уничтожение книг, превращение их в некий фетиш является антилитературным жестом. Наконец, это оскорбительно для писательского сообщества и читательского сообщества в целом. Литература не может быть предметом игр. Она может относиться с политикой, но она не может служить разменной монетой, она не может выполнять "пиаровские" функции. То, что неприязнь "Идущих вместе" направлена на писателей, которые мне тоже не слишком приятны, хотя это разное, и ни в коей мере дела не меняет, я бы сказал, что стилистика, в которой работают "Идущие вместе", гораздо больше походит на стилистику Ерофеева и Сорокина, чем на стилистику Бориса Васильева и, тем более, на стилистику великой русской литературы. Я полагаю, что "Идущие вместе" - несомненно, общественная организация, которая осень хочет доказать свою целесообразность. Я полагаю, что случаи о связях "Идущих вместе" с властью сильно преувеличены. У нас, извините, если власть не "охаивают", то обязательно под нее "ложатся". Другого не бывает. У нас коммунисты ухитряются одновременно клеймить антинародный режим и выражать глубокий восторг по поводу президента Путина лично. Поэтому, кто они такие на самом деле, я не вполне понимаю, а то, что они хотят себя позиционировать и, при этом, именно под власть "ложиться", это понятное дело.

Елена Фанайлова:

Я спросила критика Александра Архангельского, как он оценивает возможную акцию по обмену книг "плохих" авторов на "хороших".

Александр Архангельский:

Я бы хотел воздержаться от оценок книг Бориса Васильева, Пелевина или Сорокина. С моей точки зрения писатели абсолютно одинаковые, только каждый работал для своей эпохи. Один ориентировался на читательский запрос 70-х, а другие - на читательский запрос конца 90-х. Это оценки эстетические, никакого отношения к тому, что происходит, они не имеют. А к тому, что происходит, имеет отношение совершенно другой литературный жанр - пародия. "Идущие вместе" последовательно, жестко и очень внятно пародируют ту политическую, вернее, идеологическую ситуацию, которая в России складывается. Мы можем как угодно относиться к современной российской власти, к современной политической элите, сочувствовать ей или ее критиковать, но очевидна одна простая вещь - у нового поколения российских политиков совершенно ясная и внятная экономическая идеология, и они - экономические либералы, и у большинства из них "тараканы" в головах по поводу всего, что касается идеологической составляющей. Что делают "Идущие вместе"? Они символически возвращают нас в светлые 70-е с их идеалами, полу-романтическими, советскими, и отменяют эту безыдеальную жизнь 90-х годов. Что делают российские политики? Они возвращают старый новый гимн, Красное Знамя Советской армии, они превращают 23 февраля в выходной день. Таким образом, мы видим, что есть в нашей стране, в нашем политике что пародировать. Этим, собственно говоря. "Идущие вместе" и занимаются.

Елена Фанайлова:

То есть, по-вашему, это исключительно пародийная акция?

Александр Архангельский:

Нет, я говорю о пародийности того, что делают "Идущие вместе", но я говорю о том, что серьезные тенденции, которые эти акции пародируют. Что опасность не в "Идущих вместе", потому что это - глупость, идущие вместе тотально глупы, но это -кривое зеркало, в котором отражается наша идеологическая реальность, а вот идеологическая реальность меня вполне тревожит, потому что в ней все это происходит не пародийно, а вполне всерьез. Отброс к 70-м годам из современности.

Елена Фанайлова:

Насколько реально эта акция может послужить изъятию книг вышеуказанных авторов из литературного обихода?

Александр Архангельский:

Эта акция чисто символическая, но на месте издателей Пелевина, Сорокина, я не знаю, есть ли издатели у сейчас у Маркса, я был бы крайне признателен "Идущим вместе", потому что они явно выделили деньги не только на то, чтобы издать бесплатно Бориса Васильева. Но и на то, чтобы выкупить какую-то часть тиража в магазинах. Я имею в виду Пелевина, Сорокина и Карла Маркса. Нет, конечно, никто всерьез этого делать не буде, сами будут покупать, сами будут менять, а цель одна - попасть в экран телевизора, самих себя продекламировать.

XS
SM
MD
LG