Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о судебном поединке между Кадыровым и правозащитниками


Руководитель центра "Мемориал" Олег Орлов (справа) и его адвокат Генри Резник в суде
Руководитель центра "Мемориал" Олег Орлов (справа) и его адвокат Генри Резник в суде

В "Гранях времени": Валерий Борщев, Татьяна Локшина и Олег Орлов.

Во вторник, 14 июня, мировой судья участка №363 Хамовнического района Москвы признал руководителя правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова невиновным в клевете на главу Чечни Рамзана Кадырова. Руководитель Чечни посчитал клеветническими заявления Орлова о том, что Кадыров несет ответственность за похищение и убийство правозащитницы Натальи Эстемировой в июле 2009 года. Прокурор просил оштрафовать правозащитника на 150 тысяч рублей. Защита настаивала на его невиновности.

Владимир Кара-Мурза: Мировой судья участка № 363 Хамовнического района Москвы Карина Морозова вынесла решение по иску главы Чечни Рамзана Кадырова к руководителю правозащитного общества "Мемориал" Олегу Орлову. Суд признал главу "Мемориала" Олега Орлова невиновным в клевете на чеченского лидера Рамзана Кадырова. Поводом для иска было заявление главы "Мемориала", которое он сделал после убийства сотрудницы правозащитного общества и журналистки Натальи Эстемировой. 15 июля 2009 года Эстемирова, сотрудница "Мемориала" в Грозном, была похищена и затем найдена убитой. В интервью прессе и на сайте "Мемориала" Олег Орлов тогда заявил о том, что Рамзан Кадыров несет ответственность за все, что происходит в Чечне, в частности, за это убийство. Сначала Кадыров подал на Орлова гражданский иск в Тверской суд, требуя защиты своей чести, достоинства и деловой репутации. В октябре 2009-го суд иск удовлетворил, обязав правозащитника выплатить главе Чечни 20 тысяч рублей, а "Мемориал" – 50 тысяч. А 6 июля 2010-го Орлову было предъявлено уголовное обвинение. Представитель Кадырова Андрей Красненков настаивал на максимальном наказании - трех годах лишения свободы. Орлов и его адвокат Генри Резник заявили суду, что единственное законное решение - это оправдательный приговор.
И вот теперь, как следует из приговора суда, "вина подсудимого не подтверждается исследованными по делу доказательствами". Первый успех правозащитников в судебном поединке с главой Чечни мы обсуждаем с Олегом Орловым, председателем совета правозащитного центра "Мемориал", Татьяной Локшиной, исследователем по России международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Уотч" и Валерием Борщевым, бывшим депутатом Государственной думы, членом Московской Хельсинкской группы. Позвольте вас поздравить с этим успехом. Скажите нашим радиослушателям, на чем строилась линия вашей защиты на этом уголовном процессе?

Олег Орлов: Спасибо за поздравления. Сегодня действительно хороший день, правосудие восторжествовало, что не так уж часто в нашей стране происходит. Наша защита, наша позиция строилась на следующем. Действительно глава Чеченской республики Рамзан Кадыров руководит
На территории Чеченской республики создана атмосфера безнаказанности, тотального страха. И опять же прямую ответственность за это несет лично Рамзан Кадыров

не только гражданской администрацией, но де-факто руководит действиями силовых ведомств на территории Чеченской республики, значит отвечает за их действия и за бездействие. При этом на территории Чеченской республики создана атмосфера безнаказанности, тотального страха. И опять же прямую ответственность за это несет лично Рамзан Кадыров. Правозащитники указывают на описанные мною обстоятельства. Вместо того, чтобы властям взаимодействовать с правозащитниками и стремиться исправить ситуацию, власти Чеченской республики, лично господин Кадыров, люди из его ближайшего окружения публично по телевидению называют и правозащитников, и экспертов, людей, которые позволяют себе высказывать сомнения о стабильности, о мире, о спокойствии на территории Чеченской республики, высказывают сомнения. Так вот этих людей обвиняют в пособничестве терроризму, прямо называют пособниками терроризма. При этом в этих же выступлениях должностные лица говорят: а пособников террористов надо уничтожать. По сути дела без суда и следствия. Если этот ряд выстроить, то отсюда становится ясно, как следует поступать с правозащитниками. И в этих условиях похищают и убивают нашего друга и коллегу замечательного человека Наташу Эстемирову. Вот какие мы должны были из этого всего сделать выводы? Безусловно, прямую вину, прямую ответственность за то, что было создано, несет человек, который создал эту систему безнаказанности и беззакония на территории Чеченской республики. Именно об этом я говорил в своем выступлении после гибели Наташи. Вот за это мне вменялось в вину уголовное преступление.

Владимир Кара-Мурза: Можно ли сказать, что суд косвенно подтвердил ответственность Рамзана Кадырова за все, что произошло и происходит в Чечне?

Татьяна Локшина: Суд, безусловно, подтвердил правоту Олега Петровича Орлова. Я бы хотела воспользоваться возможностью, чтобы поздравить Олега с этой замечательной победой, победой не только его, победой не только "Мемориала", но всех нас, кто знал и любил Наташу, всех, кто продолжает сегодня работать в Чечне. И да, безусловно, поддержав позицию Олега Орлова, суд таким образом указывает на
По-моему, то, что произошло сегодня – это дает нам всем надежду, наконец долгожданную надежду на изменение политики России, на изменение к лучшему. Просто замечательный день

ответственность Рамзана Кадырова за ту ситуацию, которую мы видим в республике на сегодняшний день, когда люди буквально парализованы страхом, когда люди боятся подавать официальные жалобы в те или иные инстанции, потому что боятся возмездия. И надо сказать, что атмосфера страха, доминирующая в Чечне, еще больше усугубилась после убийства Наташи, когда зачастую ты приходишь к потерпевшим и тебе говорят открытым текстом: вы даже свою Наташу уберечь не смогли, вы меня уж тем более защитить не сможете. И по-моему, то, что произошло сегодня – это дает нам всем надежду, наконец долгожданную надежду на изменение политики России, на изменение к лучшему. Просто замечательный день.

Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, объясним ли чем-то этот неожиданный результат, приговор, вынесенный мировым судьей Кариной Морозовой Хамовнического района города Москвы?

Валерий Борщев: Разумеется, это не случайность. Во-первых, надо отдать должное Олегу Орлову, Генри Резнику, они превосходно держались на суде. Олег просто молодец, я поздравляю его. Он защищал не только себя, но и всех нас. Конечно же, надо сказать, что ситуация несколько изменилась. Какую-то роль сыграло то, что президент внес поправки в уголовный кодекс, где клевета переводится в гражданский кодекс. Это не решающий фактор отнюдь. Я думаю, что это постоянное давление на правозащитников, которое перешло все границы, все меры,
Он, конечно, зарвался. Но я не думаю, что премьер хотел бы его приостановить, нет. Не сработала дружба Кадырова с премьером

когда не только в Чечне, Кадыров, конечно, запредельный товарищ, но в принципе чиновники, представители власти любых регионов смело нападали на правозащитников через суд и были уверены в своей победе, и, к сожалению, их всегда поддерживали. Я думаю, что что-то начинает меняться. Потому что Кадыров ведь привилегированная личность, он друг премьера, естественно, он рассчитывал на поддержку власти. Он, конечно, зарвался. Но я не думаю, что премьер хотел бы его приостановить, нет. Не сработала дружба Кадырова с премьером. Мне кажется, что мы входим в некий новый этап, я говорю это очень осторожно, скорее всего с надеждой, когда в общем-то это оголтелое давление на правозащитников, оголтелое охаивание правозащитников должно несколько поутихнуть. Я думаю, что это некий сигнал и для остальных. Поэтому победа Олега – это очень важный и знаковый этап.

Владимир Кара-Мурза: Светлана Ганнушкина, председатель комитета "Гражданское содействие", почувствовала новые тенденции в отечественной юриспруденции.

Светлана Ганнушкина: Я это встретила с радостью и прежде всего поздравила маму Орлова, потому что я знаю, как она волновалась. Но надо сказать, недели две назад у меня был прогноз такой – приблизительно равный за оправдательный приговор и за то, что будет условный срок. Где-то в середине как наиболее вероятное я представляла себе штраф. Но когда президент внес поправки в УПК, которые декриминализуют клевету, относят ее к административным нарушениям, когда я увидела, как вяло предъявляет обвинения прокурор и насколько ему не хочется это дело, моя оценка вероятности стала гораздо выше. Поэтому для меня это не очень удивительно. Но, конечно, вся честь принадлежит судье Карине Морозовой – это ее заслуга, она приняла это решение. Понятно, Генри Маркович Резник, который блестяще выступил, блестящий лингвистический анализ сделал высказывания Орлова. Я даже с некоторой ревностью к этому отнеслась, потому что некоторые его выводы мне не приходили в голову.


Полный текст программы "Грани времени".

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG