Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Ходорковский дал советы Западу


Михаил Ходорковский
Михаил Ходорковский
Накануне Международного экономического форума в Санкт-Петербурге крупнейшие западные газеты - Le Figaro, The Wall Street Journal, Il Mondo и Frankfurter Allgemeine Zeitung - публикуют интервью с экс-владельцем ЮКОСа.

Отвечая на первый вопрос, Михаил Ходорковский формулируют причины, которые объясняют осторожное поведение иностранных инвесторов в России:

- Три основных сдерживающих фактора очевидны: коррупция высока как никогда, явное отсутствие верховенства закона, и, в конечном итоге, появление значительного политического риска. Уровень коррупции составляет 25% ВВП. Он никогда не был таким высоким за всю историю России. По данным неправительственной организации Transparency International, Россия сейчас находится где-то на уровне Нигерии. Это, пожалуй, все, что нужно знать об инвестиционном климате сегодня.

Что касается верховенства закона, я слишком хорошо знаю, что в России его нет – судебная власть совсем не является независимой. Это говорю не только я: правительства США и Германии, также как и Европейская Комиссия и Парламент, недавно снова подняли этот вопрос, приводя мою собственную ситуацию в качестве примера.

В отношении долгосрочных политических рисков, достаточно посмотреть на условия "демократической весны" в Северной Африке и на Ближнем Востоке, которую недавно еще никто не ждал, чтобы понять их, хотя ситуация в России и отличается. Сегодня мы являемся свидетелями пробуждения демократии в странах, которые долгое время находились под властью авторитарных или диктаторских режимов. И это пробуждение осуществляется гражданским обществом, в контексте отсутствия свободы слова и выражения мнения, в странах, где представителям политической оппозиции затыкают рот или бросают их в тюрьму. Это вам ничего не напоминает? В России на повестке дня стоят те же фундаментальные проблемы, что и в регионе Северной Африки и Ближнего Востока: честные выборы, независимый суд, свободные СМИ, реальная борьба с коррупцией… Главная задача моей страны – не упустить историческое "окно возможностей" для спокойной либерализации, предоставления людям политических свобод, создания институтов демократического государства и гражданского общества. Во всяком случае, у страны осталось не так много времени, пока новое поколение не попробует систему "на зуб". Это – неизбежность. Если к тому времени не будет существовать действительно демократическая традиция разрешения вопроса о власти, никакие "силовики" не помогут удержать страну под контролем...

Далее Ходорковскому задают вопрос об ответственности Запада за то, что происходит в России. Позиция Ходорковского такова:

- Приняв Россию в "восьмерку", остальные 7 стран-членов имеют моральную обязанность настаивать на том, чтобы Россия уважала общие ценности. Сегодня в России отсутствуют свободные выборы, свобода выражения мнения и верховенство закона. В результате российское руководство получает пропуск в клуб без каких-либо обязанностей и обязательств. Главное заблуждение некоторых людей на Западе заключается в том, что они считают в отношениях с Россией "реальной политикой" отказ от отстаивания евро-атлантических ценностей демократии, прав собственности и верховенства закона. Такие люди не думают о возможности тяжелых последствий, или надеются передать ответственность за проблемы будущим поколениям. Однако, Россия – слишком влиятельный игрок на европейском континенте, а европейский "прагматизм" слишком серьезно влияет на психологическую атмосферу в нашей стране.

Причем, и исторический контекст есть: как сказал один из классиков марксизма-ленинизма, "капиталисты сами продадут нам веревку, которой мы их удавим". За отсутствие единой лидерской позиции в российском вопросе, за нынешнюю инертность в сфере прав человека, обусловленную инертностью в сфере энергетики, и не только ею, скоро придется дорого заплатить. В прямом и в переносном смысле. И России, и остальной Европе...

Экс-глава ЮКОСа подчеркнул, что Запад не должен поощрять антидемократических шагов российского руководства:

- Нужно понимать, что находящееся у власти правительство будет использовать это для оправдания своих действий внутри России, для их легитимизации. В Вашингтоне или в Париже все знают – и достаточно перечитать Wikileaks, чтобы в этом убедиться – кто является самыми коррумпированными российскими руководителями, теми, кто сводит реформистские амбиции президента Медведева к нарушенным обещаниям. В то же время, например, России должно быть позволено вступить в ВТО, поскольку российский народ не должен быть наказан за своих коррумпированных и нарушающих законы чиновников.

Ходорковскому был задан вопрос и о его личной судьбе: "Московский городской суд в прошлом месяце подтвердил 13-летний срок лишения свободы, что означает, что вы теперь исчерпали все правовые каналы для того, чтобы опротетстовать это решение в своей стране. Будете ли вы "не высовываться" в надежде на досрочное освобождение за хорошее поведение, или же продолжите открыто высказывать свое мнение, как вы это делали в течение последних 8 лет?... Вы не боитесь?". Ответ Ходорковского:

- ...Ситуация такова, что моя линия поведения в тюрьме уже не несет новых угроз для моих друзей, семьи, коллег. За себя я не боюсь. А жизнь без цели – не жизнь. Еще в детстве мне оказалась близка мысль: "лучше ярко блеснуть и погаснуть, чем бессмысленно медленно тлеть". Так и живу.

Зашла речь и о роли Владимир Путина в деле ЮКОСа.

- Владимир Путин назначил меня своим личным врагом, - сказал Михаил Ходорковский. - Как видно, он разделяет мнение Сталина о роли судебной власти, которое не соответствует международным стандартам. Тем не менее, он не один такой в России… Моему освобождению мешает целая группа людей, ставших миллиардерами и мультимиллионерами на разгроме ЮКОСа. И будет мешать, независимо от степени личной вовлеченности Владимира Путина в процесс.

На вопрос о различиях между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым Ходорковский ответил так:

- Эти два человека различаются по своему прошлому, своим личным качествам и своему видению будущего России. Вопрос, скорее, состоит в том, может ли президент претворить свое видение в жизнь? Сегодня существует значительный разрыв между заявленными Дмитрием Медведевым амбициями и реальными действиями российского правительства. Думаю, это не остается незамеченным, ни в России, ни в других странах... Я могу ... сказать, что с тех пор, как Дмитрий Медведев стал президентом, ситуация с верховенством закона в России не улучшилась. К сожалению, я знаю это слишком хорошо. Пытался ли он? Я бы сказал, что да. Преуспел ли? Ответ должен быть отрицательным.

Спросили экс-главу ЮКОСа и о том, почему россияне не слишком ему сочувствуют. Его ответ:

- Все эти годы я ищу не жалости, а поддержки. Сегодня такая поддержка значительно выше, чем была сразу после ареста. Настолько, насколько можно принимать подобные опросы всерьез, сразу после моего ареста цифра "несочуствующих" составляла, кажется, 95%.

И в заключении Ходорковский ответил на вопрос о своих ошибках.

- Может быть, я недостаточно быстро понял, что деньги сами по себе неинтересны. Но я начал свою благотворительную деятельность еще до конца 90-х, и моим главным приоритетом уже тогда было обращение к гражданскому обществу.

Полный текст интервью на сайте Пресс- центра Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
XS
SM
MD
LG