Ссылки для упрощенного доступа

Путин и Саркози: без симпатии, но с пониманием


Владимир Путин и Николя Саркози
Владимир Путин и Николя Саркози
В Париже проходят переговоры президента Николя Саркози с премьер-министром России Владимиром Путиным. Главные темы - экономическое сотрудничество, а также некоторые аспекты мировой политики.

До этого Путин уже встретился с главой правительства Франции Франсуа Фийоном. Путин также успел пообщаться с членами ассоциации "Франко-российский диалог" и посетил 49-й международный авиакосмический салон в Ле Бурже. Политики и журналисты двух стран утверждают, что отношения России и Франции сейчас переживают расцвет, и речь идет, как минимум, о будущем глобальном стратегическом партнерстве Москвы и Парижа.

Во время и после каждой из своих многочисленных встреч в Париже премьер-министр России Владимир Путин успел коснуться более десятка самых разнообразных политических вопросов: предостерег, например, от чрезмерного применения военной силы в Ливии и от вмешательства Запада в события в Сирии. Кроме того, указал журналистам на то, что российский экспорт во Францию за год вырос более чем на 42 процента, и заявил, что поддерживает кандидатуру француженки Кристин Лагард на пост главы Международного валютного фонда. А также отметил, что считает жизненно необходимым строительство трассы Москва-Петербург через Химкинский лес, которое осуществляет французская компания Vinci, перед которой извинился за задержку проекта, и даже вновь напомнил об опасности пересмотра уроков истории. Это случилось, когда Путин вместе с французским премьером Франсуа Фийоном открывал на набережной Сены вблизи моста Александра III памятник русским солдатам и офицерам Первой мировой войны. Накануне визита Путина во Францию была подтверждена продажа России двух французских вертолетоносцев класса "Мистраль" на общую сумму в 1 миллиард 200 миллионов долларов, после чего президент Николя Саркози заявил о том, что Париж и Москва стали стратегическими партнерами. О том, как визит Путина воспринимается во Франции, в первую очередь в СМИ, рассказывает обозреватель Радио Свобода в Париже Семен Мирский:

– Если характеризовать атмосферу рабочего визита Владимира Путина во Францию в двух словах, то лучшего определения, чем "медовый месяц", просто не найти. Как отмечает газета "Эко", экономическое сотрудничество между двумя странами, наконец-то, сдвинулось с мертвой точки. Наблюдается реальный рост показателей торговли и технологического сотрудничества между Парижем и Москвой. Конечно, торговля – фактор, который играет весомую и даже решающую роль, но дело, конечно, и в традициях, и в соблюдении традиций. И сюда относится, например, торжественное открытие памятника солдатам русского экспедиционного корпуса, которые воевали на реке Марне против немцев в годы Первой мировой войны.

Действительно ли отношения России и Франции столь прекрасны, на чем основывается эта дружба, и чего могут сейчас пожелать друг другу Москва и Париж? На эти вопросы Радио Свобода ответил политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике Федор Лукьянов:

– Здесь есть два аспекта. Один – очень конкретный. Буквально на днях наконец-то подписана сделка по "Мистралям". Франция довольна, поскольку в Европе сейчас, как известно, экономический кризис, и Саркози нужны хорошие новости для избирателей. А крупный контракт с Россией, который даст работу и доходы трудящимся верфей, это, безусловно, хорошая новость. Второй аспект более общий и связан с тем, что Европейский союз пребывает в состоянии глубокого кризиса и постепенной политической фрагментации. Единая политика Евросоюза не состоялась, и сейчас те страны, которые имеют амбиции, начинают искать собственные пути реализации своих интересов. И Франция, как всегда, в первых рядах. Россия здесь партнер очень желанный, поскольку у нее, на фоне долгового кризиса в Европе, относительно много денег. Россия воспринимается во Франции, почти как Саудовская Аравия, которая покупает все, что только может. А значит – замечательный и выгодный партнер. Французский МИД и Елисейский дворец вполне искренне приветствуют Путина, как в иные времена приветствовали арабских шейхов.

– В политике многое определяется еще и личными симпатиями и антипатиями. Николя Саркози, как известно, пытался разрешить российско-грузинский вооруженный конфликт, сейчас активно ведет себя в ливийских событиях. Личностно Владимир Путин и Николя Саркози похожи, симпатизируют друг друга?

– Думаю, не симпатизируют. Нет тех теплых чувств, которые у Путина, скажем, существуют с Берлускони, а ранее – с Герхардом Шредером. Но при этом, поскольку похожи, они друг друга очень хорошо понимают. Это два лидера, у которых, во-первых, очень четкое бизнес-ориентированное мышление: подход определяется меркантильными интересами. Во-вторых, они представляют страны, для которых понятие величия, великодержавия крайне важно. И Саркози, и Путин, каждый по-своему, хотят видеть свои страны великими державами, а себя – их лидерами. Что касается активности Франции, то это следствие того, что происходит с Евросоюзом. Активность Франции далеко не всегда плодотворна, но для Саркози главным является именно демонстрация активности, нежели достижение результата, – считает Федор Лукьянов.

Некоторые французские обозреватели обращают внимание на то, что нынешние переговоры Владимира Путина и внимание, которое уделяется этому визиту, важны для французской политической элиты, которая сейчас пытается угадать, кто станет следующим президентом России после выборов 2012 года. Семен Мирский анализирует:

– Обозреватель одной из французских радиостанций счел нужным подчеркнуть еще один весьма персональный аспект нынешнего рабочего визита Путина во Францию. Речь идет о соперничестве, борьбе амбиций между премьером Путиным и президентом Медведевым. Напомню, что во время встречи лидеров стран "Большой восьмерки", состоявшейся в конце мая в городе Довиле на севере Франции, президент Саркози не скупился на жесты симпатии и доброй воли в отношении Дмитрия Медведева. Теперь на авиасалоне в Ле Бурже Владимир Путин как бы берет реванш, доказывая Медведеву, что и его, Путина, во Франции любят, жалуют и принимают со всеми мыслимыми почестями. Так считает комментатор французского радио, поддерживающий тем самым тезис о том, что между Путиным и Медведевым это соперничество реальное, а не игра с заранее расписанными ролями.

Какое влияние история оказывает на сегодняшние контакты между Кремлем и Елисейским дворцом? На этот вопрос, а также о том, можно ли говорить о преемственности особых отношений между Москвой и Парижем, Радио Свобода ответил Федор Лукьянов:

– Безусловно, можно. При любых властях и режимах, начиная с середины 19 века мы видим, что и во Франции и в России было тяготение друг к другу – культурное, историческое и политическое. Во Франции – это очень заметно после Второй мировой войны – существует очень четкое представление о том, как страна должна обеспечивать свое влияние в мире посредством баланса, поддержания отношений со всеми крупными игроками. И Россия во французском представлении таким игроком является. Поэтому укрепление отношений с Россией на Востоке усиливает позиции Франции в отношениях, например, с США. Поэтому меняются фамилии президентов, премьеров, генсеков, императоров, но вот это вот видение сохраняется. Так что преемственность есть, и я думаю, что она будет сохраняться.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG