Ссылки для упрощенного доступа

"ЛесЭкспорт" против амурского тигра


Ирина Лагунина: Стратегия сохранения амурского тигра, поддержанная российскими властями, под угрозой срыва – на территории заказника «Среднеуссурийский» в Приморье ЗАО «ЛесЭкспорт» собирается реализовывать проект по производству шпона. Как утверждают в компании, на законных основаниях. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: О том, что планы реализации стратегии Минприроды России, представленные на инициированном Владимиром Путиным прошлогоднем «Тигрином форуме» вступили в конфликт с хозяйственными интересами ЗАО «ЛесЭкспорт» и управления лесного хозяйства Приморья, стало известно газете «Коммерсант». По информации издания, большая часть территории Приморья, которую планировалось «законсервировать» для выполнения обязательств РФ по увеличению популяции тигра, лесоперерабатывающая компания планирует получить под реализацию инвестпроекта по деревопереработке. Представители WWF настаивают, что действия ЗАО «ЛесЭкспорт» незаконны. Говорит директор по природоохранной политике фонда Евгений Шварц…

Евгений Шварц: Компания "ЛесЭкспорт" была в числе тех первых, которые получили право инвестиционного проекта от Минпромторга тогда, когда никак не согласовывалось с действующим законодательством в области охраны лесов, что потом было изменено. Неоднократно говорилось во всех моих выступлениях в качестве сопредседателя общественного совета Росхоза, что существующий порядок, который был раньше, позволял получать статус инвестиционного проекта, не имея лесосырьевой базы и потом фактически скупать незаконно древесину или шантажировать органы государственного управления, получая в качестве нечестной конкуренции, то есть, грубо говоря, половины минимальной платы, дополнительные ресурсы вне честной конкуренции, не на аукционе. История с компанией "ЛесЭкспорт" – это классическая иллюстрация к данной ситуации. Компания "ЛесЭкспорт" подает все новые и новые документы, то есть заявки на лесосырьевую базу, которая не указана, не учтена в документах по формированию приоритетного инвестиционного проекта. То есть, грубо говоря, в соответствии с положением о подготовке перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, постановление правительства Российской Федерации от30 июня 2010 года № 419, в соответствии с положением заявитель должен предоставить в заявке-обосновании примерные границы площади, иные качественные и количественные характеристики лесного участка и сведения о лесных ресурсах. Насколько нам известно, в заявку "ЛесЭкспорт" не были включены территории проектируемого заказника. Среднеуссурийский лесной участок, арендуемый ассоциацией малых и малочисленных народов "Тигр" для заготовки пищевых лесных и сбора лекарственных растений. Соответственно, решение должно было приниматься в соответствии границ на основании лесного плана субъекта федерации. Таким образом, что заявка ЗАО "ЛесЭспорт" не содержала бикинской орехово-промысловой зоны, нерестозащитной полосы реки Бикина, лесного участка, на котором проектируется заказник Среднеуссурийский.

Любовь Чижова: Газета "Коммерсант" цитирует представителей ЗАО "ЛесЭкспорт", которые утверждают, что разрабатывают этот участок леса по закону, претензии WWF считают незаконными, а также говорят, что WWF якобы используют конкуренты на рынке. Как вы можете ответить на это?

Евгений Шварц: Понимаете, в чем дело, как известно, плохому танцору всегда что-нибудь мешает. Кому мы хотим отдать? Мы хотим отдать тигру.

Любовь Чижова: Каким вы видите решение этого конфликта?

Евгений Шварц: В настоящий момент перед министром природных ресурсов Российской Федерации Юрием Трутневым задачи сформулированы о том, что действия компании "ЛесЭкспорт" не только нарушают законность, но еще и противодействуют тому плану, который был подготовлен и утвержден премьер-министром от имени Российской Федерации и министром Трутневым по охране тигров. Потому что это как раз не демагогия, а классический случай нечестной конкуренции.

Любовь Чижова: Это был директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц. Председатель Совета директоров ЗАО «ЛесЭкспорт» Георгий Пузынкин в интервью РС заявил, что компания собирается осваивать выделенные для сохранения тигров территории совершенно законно, а позиция экологов ему не понятна….

Георгий Пузынкин: Данные лесные участки не являются территорией заказника и водоохраной зоной реки Бикин, как это преподносят господа "зеленые", а часть орехово-промысловой зоны, что позволяет согласно приказу Министерства сельского хозяйства под номером 543 от 2009 года вести в данных лесах заготовку древесины. И на сегодняшний день в орехово-промысловых зонах ежегодно велись и ведутся работы предприятиями Приморского края.

Любовь Чижова: А что ваше предприятие планирует на том участке, о котором говорят экологи, что вы там будете разрабатывать, что конкретно?

Георгий Пузынкин: Компания "ЛесЭКспорт" от 22 августа 2008 года была включена приказом Министерства промышленности и торговли в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, строительства завода по производству паркетной доски. Объем инвестиций данного проекта составляет 2 миллиарда 447 миллионов рублей. На сегодняшний день мы еще подали в дополнение к инвестиционному проекту, включающее строительство завода по производству шпона из твердых и мягколиственных пород. И мы действительно подали заявки и сегодня она рассматривается. Нужно понимать помимо всего, что наша компания существует 15 год, в активе компании имеются арендные леса площадью 200 тысяч гектар. И мы всегда придерживаемся нормам экологического лесопользования. И с первого дня заключения договоров аренды мы по собственной инициативе не вели промышленных заготовок кедра, хотя расчетные элементы позволяли вести заготовку порядка 20 тысяч метров кубических ежегодно. Нужно понимать, что мы несли определенные потери экономические и нужно понимать дополнительно – мы так же выделяли и убирали с оборота компании особо охраняемые зоны покоя для зверей, самостоятельно занимаемся восстановлением лесов, согласно договорам аренды и правилам лесопользования.

Любовь Чижова: А вас судьба амурского тигра тревожит?

Георгий Пузынкин: Да, вы знаете, тревожит, конечно. Мы придерживаемся всем правилам и нормам лесопользования. Так что ничего страшного не видим. Мы не вырубаем всю тайгу, у нас выборочные рубки происходят. Так же мы занимаемся, еще раз подчеркиваю, посадками. Мы не наносим экологический ущерб. Более того, с 1 июня 2011 года мы запустили экологическую программу по сохранению дальневосточной тайги один за один. Такая программа существует в Европе. Что она подразумевает под собой: за каждую выпущенную упаковку паркетной доски будет высажено одно дерево.

Любовь Чижова: Георгий Анатольевич, как вам кажется, как это конфликт может и должен разрешиться?

Георгий Пузынкин: Этот конфликт можно разрешить, потому что мы всегда шли на диалог. Если они говорят, допустим, какой-то переход тигра, мы готовы вывести в особо охраняемую зону, сделать коридоры и предусмотреть в проектной документации, не делать там промышленных рубок. То есть это все мы можем самостоятельно решить. Но они избрали такую позицию. Нельзя думать, с их позиции только экологический блок они ставят первоочередным, всегда надо помнить, что есть экономический блок, социальный и экологический и это все должно быть сбалансировано.

Любовь Чижова: Говорил председатель Совета директоров компании "ЛесЭкспорт" Георгий Пузынкин… Глава лесной программы амурского филиала WWF Денис Смирнов напоминает, что спорный участок территории Приморья, где экологи хотят охранять амурских тигров, а лесопромышленники – добывать лес для производства шпона, относится к Бикинской орехово-промысловой зоне. Она, в свою очередь, является частью природного объекта "Долина реки Бикин", который внесен в предварительный список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Эта территория – самый крупный из сохранившихся в мире ненарушенных массивов кедрово-широколиственных лесов, важных не только для тигра. Продолжает Денис Смирнов…

Денис Смирнов: Мы здесь всегда расставляем акценты таким образом, что Бикин – это не только природоохранный интерес сохранения реки Бикин, это так же интерес сохранения местных жителей, территории их традиционного природопользования. Это половина всех удэгейцев, живущих на Дальнем Востоке, они живут в бассейне реки Бикин, для них средняя часть течения, верхняя часть течения – это единственная территория, на которой они занимаются хозяйствованием своим традиционным, рыбачат, ведут охоту, занимаются туризмом, то есть в принципе на этом тоже зарабатывают деньги, на том, что туристов возят. И я думаю, что никаких интересов в том, чтобы к ним пришли лесопромышленники, у них нет. Для других жителей, которые там живут, некоренных малочисленных, это жители Пожарского района, у них тоже никакого интереса в том, чтобы к ним пришла лесопромышленная компания, новая лесопромышленная компания, тоже нет. Лучегорск – город, где находится ТЭЦ, где угольные разрезы. В принципе на этом живет район, и они вовсе не заинтересованы в уничтожении оставшегося леса в районе. Поэтому местные жители района тоже активно поддерживают природоохранников в сохранении Бикина.

Любовь Чижова: А если вернуться к проблеме исчезновения амурского тигра, как лесопромышленная деятельность может сказаться на его популяции?

Денис Смирнов: 10% популяции амурского тигра, живущего на Дальнем Востоке, живут в районе реки Бикина. Это означает, что если будет реализован этот лесопромышленный проект, мы можем вычеркнуть эти 10%. Это первое. Во-вторых, эта территория находится на границе Приморского края и Хабаровского края, то есть это означает, что будут разделены две части ареала амурского тигра – хабаровская часть и приморская часть. Следующий момент: опять-таки через территорию района, Бикин является связующим звеном между российской частью популяции амурского тигра и совсем небольшой группировкой амурского тигра, который проживают на хребте, прилегающем к провинции Китая. То есть означает, что мы лесопромышленников запускаем, даем им в аренду эти участки, как это в принципе случилось, это означает, что мы ставим крест на восстановлении популяции амурского тигра в Китае, то, о чем мы договариваемся с правительством Китая и с их природоохранниками.

Любовь Чижова: Как сейчас складывается ситуация с амурским тигром? Почему сейчас власть не помогает экологам в этом конфликте?

Денис Смирнов: Наша власть и премьер-министр, у них появился интерес к сохранению больших кошек достаточно недавно, несколько лет назад, когда начали заниматься проблемой сохранения дальневосточного леопарда, амурского тигра. Вы помните, как Владимир Владимирович Путин приезжал в Приморский край, как участвовал в отлове самки амурского тигра, в установке радиоошейника для слежения за перемещением. То есть в принципе российским правительством было впервые по большому счету инициирована программа по исследованию амурского тигра. До этого, надо сказать, что основные исследования проводились за счет зарубежных доноров и представительств международных организаций и Всемирным фондом дикой природы России. То есть власть обратила на это внимание. И проведенный в прошлом году в ноябре месяце в Санкт-Петербурге "тигриный саммит", саммит по сохранению амурского тигра на уровне глав правительства показал, что российское правительство всерьез хочет заниматься сохранением амурского тигра. У нас ситуация достаточно уникальная. Россия – это единственная страна, в которой численность тигриной популяции за последние полстолетия росла. Скажем так, это связано с тем, что в середине 20 века она упала до минимального значения, порядка 50 особей всего обитало на территории Приморского и Хабаровского края. После этого было только два пути: либо совсем полное исчезновение, либо рост. Благодаря тому, что был введен запрет на охоту на амурского тигра, на отлов тигрят, соответственно популяция начала резко достаточно расти. И в этом отношении перед другими странами мы имеем преимущество. В других странах – это Юго-Восточная Азия, Индия, с тигром дела обстоят не так хорошо, как у нас.

Любовь Чижова: Рассказывал глава лесной программы амурского филиала WWF Денис Смирнов. Позиция российских властей в конфликте лесопромышленников и защитников амурских тигров пока не ясна.
XS
SM
MD
LG