Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Алексей Макаркин – о предвыборных планах коммунистов


Алексей Макаркин
Алексей Макаркин
В Подмосковье проходит IX Пленум ЦК КПРФ, посвященный проблемам организации контроля на предстоящих парламентских выборах. Накануне вице-спикер Государственной Думы Иван Мельников заявил, что доклад лидера партии Геннадия Зюганова "будет боевой, во многом авангардный".

Одни и те же примелькавшиеся лица, одна и та же риторика, бессменный лидер – такова КПРФ, благополучно удерживающая статус оппозиционной парламентской партии. Но если говорить о перспективах, чего больше для коммунистов – плюсов или минусов во всей этой неизменности? И не окажется ли более привлекательной для населения страны внесистемная оппозиция? Вот как отвечает на эти вопросы Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

Зюганов устраивает ортодоксальную часть электората и не вызывает особенного негатива со стороны некоммунистической протестной части избирателей, которые голосуют за КПРФ, как за оппозицию
– Если говорить о системной или несистемной оппозиции, надо просто понимать, что там есть разные силы. У КПРФ есть свой избиратель. Этот избиратель ностальгирует по СССР, он достаточно радикально настроен. Относится негативно к действиям власти, за исключением ее антизападных шагов во внешней политике и антиолигархических, антилиберальных решений во внутренней политике. Поэтому КПРФ является вполне закономерной частью политического спектра, и все попытки ее чем-то заменить закончились неудачей.

За КПРФ голосуют и те избиратели, которые в каком-нибудь другом случае – если были бы какие-то другие реальные оппозиционные силы – не голосовали бы за коммунистов. Но из тех политических сил, которые имеют реальные шансы пройти в парламент, КПРФ – самая оппозиционная.

Есть вторая часть коммунистического электората, которая сейчас, пожалуй, увеличивается, и коммунисты, судя по некоторым опросам, уже имеют 11-12% от всех избирателей (подчеркиваю! – всех избирателей). Значит, если брать тех избирателей, которые придут на выборы, это уже может быть 17-18%. По опросам, это существенно превышает результат, показанный в 2007 году. Такой результат достигается за счет избирателя, который оппозиционен, протестен, но который очень спокойно относится к СССР, к советскому наследию и который просто голосует за КПРФ, как за оппозицию. Если бы в избирательных кампаниях могли поучаствовать и другие отчетливо оппозиционные политические силы, внепарламентские и внепартийные, потому что их отказываются регистрировать, то, наверное, результат КПРФ бы уменьшился.

Зюганов – несменяемый лидер партии. Это служит ей на благо или во вред?

– Смотря какие задачи ставит перед собой партия. Если она, насколько я понимаю, сейчас ставит задачу пройти в парламент, создать там фракцию, Зюганов на самом деле фигура для них вполне приемлемая, он устраивает ортодоксальную часть их электората и не вызывает особенного негатива со стороны некоммунистической протестной части избирателей, которые голосуют за КПРФ как за оппозицию.

– То есть он им не надоел?

– Нет. Он вполне адекватен той части избирателей, которая реально голосует за КПРФ. Если говорить о более серьезных вещах, например, о борьбе за власть, – конечно, Зюганов не имеет никаких шансов стать президентом.

Впрочем, считает Алексей Макаркин, этого от КПРФ уже с давних пор никто всерьез и не ждет.
XS
SM
MD
LG