Ссылки для упрощенного доступа

В Африке выберут столицу зимней Олимпиады


Международный олимпийский комитет, Швейцария, Лозанна
Международный олимпийский комитет, Швейцария, Лозанна
6 июля на 113-й сессии Международного Олимпийского комитета в южноафриканском городе Дурбан пройдут выборы столицы 23-й зимней Олимпиады 2018 года.

О сильных и слабых сторонах городов-претендентов рассказывает спортивный обозреватель РС Алексей Кузнецов.

– Какие города претендуют на проведение белой Олимпиады 2018 года?

– Кандидатов трое. Это западногерманский мегаполис Мюнхен, корейский курортный город Пхенчханг (или Пьончанг, есть разные вариации произнесения этого названия), а также маленький, крохотный, я бы сказал, городок Анесси во Франции.

– У каждого из этих городов, наверное, есть свои преимущества, аргументы в свою пользу, которые они будут приводить на сессии МОК в Дурбане?

– Мюнхен в 1972 году уже проводил Олимпиаду, правда, летнюю. Пхенчханг был кандидатом два раза, но проигрывал олимпийские гонки и Ванкуверу-2010, и Сочи-2014. Теперь он вновь претендует на Белые Игры, и многие считают, что именно потому южнокорейскому городу Международным олимпийским комитетом будет отдано предпочтение.

Я бы сказал, что сейчас нет фаворитов, зато есть явный аутсайдер. Конечно, таковым большинство экспертов признает Анесси. Этот крохотный городок, в котором всего 50 тысяч жителей, находится на берегу Женевского озера, во Франции. Громкую, если можно так сказать, известность он получил только в одном случае: в 1960 году в Анесси была основана АСИФА – Международная ассоциация анимационного кино. Других ярко выраженных исторических событий с этим городом не связано.

Но, тем не менее, во Франции олимпиады проводились уже пять раз. В 1900 году и 1924 году – в Париже, это были летние Игры. Зимние же проходили в Шамони в 1924 году, в Гренобле – в 1968-м, в Альбервилле – в 1992-м. Это очень достойный показатель для одной страны. Однако жители Анесси Олимпиаду принимать не хотят категорически, да и президент Франции Николя Саркози не поддерживает идею проведения Олимпиады в Анесси и, в отличие лидеров Германии и Южной Кореи, в Дурбан ехать не собирается. А МОК, как мы знаем на примере России, рассматривает государственную поддержку Игр как большой плюс в пользу их организаторов.

Так что кандидатов фактически остается два. В Южной Корее и Германии олимпиады проводились не так часто. В Корее – всего один раз, это были летние Игры в Сеуле 1988 года. А в Германии – трижды. Летние Игры 1936 года в Берлине остались в истории печально знаменитыми благодаря присутствию на трибунах лично Адольфа Гитлера. Летняя Олимпиада в Мюнхене 1972 года также оказалась печально знаменитой ввиду гибели спортсменов из израильской делегации от рук террористов. И, наконец, зимние Игры 1936 года в Гармиш-Партенкирхене. По этому количественному показателю Игры 2018 года могут отдать Корее – как стране, где Олимпиада проводилась всего один раз. К тому же, предвыборная кампания Пхенчханга была поддержана одним из главных спонсоров олимпийского движения – корпорацией Samsung. А это сильный аргумент. Правда, у Мюнхена есть контраргумент, поскольку его поддеживает автогигант, расположенный в черте города. Концерн BMW Group уже вложил в проект порядка пяти миллионов евро и готов продолжить сотрудничество после положительных для Мюнхена итогов голосования

Конечно, Пхенчханг и Мюнхен – достойные соперники. Южнокорейский зимний курорт очень хорошо подготовлен, там есть вся инфраструктура, там проводились крупные соревнования, в том числе чемпионат мира по биатлону. Однако, многие считают, что добираться туда сложнее, чем в Мюнхен – крупный европейский город с отлаженной инфраструктурой. Но, так сказать, моральным соображениям Пхенчханг, дважды проигравший олимпийские гонки, достоин и жалости, и уважения за стоицизм и упорство. По соображениям более практичным, возможно, Мюнхен имеет шансов ничуть не меньше. Ведь совсем рядом с ним находятся великолепный зимний курорт Гармиш-Партенкирхен, принимавший Олимпиаду 1936 года. А жители Гармиша в мае в ходе специального плебисцита высказали свою поддержку заявке Мюнхена, хотя и в Гармише есь свои противники Олимпиады. Между прочим, Мюнхен может стать первым в истории городом, который провел и летние, и зимние Игры.

Но главное – и Мюнхен, и Пхенчханг могут провести Олимпиаду прямо сейчас, и для подготовки не нужны семь лет аврального строительства, как в Сочи, или катастрофическая нервотрепка с финансами, как в Афинах.

Авторитетное американское издание Around the Rings оценивает возможности кандидатов на победу по одиннадцати категориям, в том числе по размещению, транспорту, маркетинговой программе, стоимости, безопасности и так далее. По последним подсчетам этого издания, Мюнхен сейчас лидирует, не намного опережая Пхенчханг. А вот Анесси, конечно, отстает.

– Критики МОК говорят, что процедура выбора очередной олимпийской столицы скоро, наверное, по затратам превзойдет сами игры. Нет предлагал ли кто-то альтернативных вариантов?

– Есть альтернативный вариант, в частности, я его горячий сторонник. Предлагается выбрать один город – для проведения летних Игр, один – для зимних. И навсегда закрепить за ними право принимать олимпийские состязания. Летние могут, допустим, проводиться в Афинах, на родине олимпизма. Зимние – тут вариантов по всему миру огромное количество, я бы выбрал норвежский Лиллехамер. И тогда не нужны будут бешеные траты, безумное шоу с выборами, с участием городов в олимпийской гонке. Огромные силы и средства не будут тратиться на не очень-то важное шоу, – а вместо этого направляться, например, на развитие спорта в мире. Конечно, у этой идеи есть множество противников, считается, что Международный олимпийский комитет превращает олимпийскую гонку в рекламное шоу, что это пиар и пропаганда олимпийских идей. Но средств на этот пиар затрачивается столько, что, право же, стоило бы обдумать этот альтернативный проект.
XS
SM
MD
LG