Ссылки для упрощенного доступа

Банк Москвы. Операция спасения


Российские власти договорились о спасении Банка Москвы, оказавшегося фактически банкротом в результате действий его прежних владельцев. Это беспрецедентное и во многом политическое решение, опасаются эксперты, угрожает дополнительными рисками экономике страны.

Три российских ведомства – Центральный банк, министерство финансов и государственное Агентство по страхованию вкладов – согласовали пакет финансовой помощи Банку Москвы, одному из крупнейших в стране. После того, как контроль над этой кредитной организацией перешел от столичного правительства и близкого к его прежним властям бизнесмена Андрея Бородина к банку ВТБ, обнаружилось, что она находится в серьезном кризисе. Объем проблемных кредитов составляет около 250 миллиардов рублей, в том числе 150 миллиардов относятся к особо проблемным.

Для санации Банка Москвы ее нынешний основной акционер банк ВТБ до конца 2012 года пополнит его уставный капитал на 100 миллиардов рублей в обмен на консолидацию 75 процентов акций. Однако текущую помощь в размере 295 миллиардов под ставку 0,51 процента годовых Банку Москвы предоставит Агентство по страхованию вкладов, которое, в свою очередь, займет эти деньги под чуть меньший процент в Центральном банке. Такое решение, по словам начальника управления развития продуктов финансовой группы БКС Дмитрия Кашаева, является уникальным:

– Даже в момент кризиса, когда государство помогало тем же самым ВТБ и "Сбербанку", речь шла о предоставлении денег для поддержания капитала в виде субординированных кредитов. Здесь же разговор, по сути, идет о том, чтобы подарить много денег конкретному коммерческому банку, поскольку предоставление депозита по такой минимальной ставке – это и есть такой подарок. Самое странное, что об этом открыто заявляют члены правления и руководство ВТБ – да, мы знаем, что эти деньги Банк Москвы получает бесплатно, а прибыль, полученная от их размещения на рынке, будет использована для формирования устойчивости конкретного банка.

Ради чего власти пошли на такие, по сути, беспрецедентные действия по спасению Банка Москвы и не стоило бы им устраниться от решения его проблем? Главный экономист управляющей компании "Финам Менеджмент" Александр Осин считает, что такое невмешательство обошлось бы государству еще дороже:

– На мой взгляд, в этом случае ВТБ не нашел бы достаточного объема своих средств для поддержки Банка Москвы – все-таки назывались суммы примерно в 250 миллиардов рублей. Поэтому они столкнулись бы с циклом роста рыночных рисков, роста процентных ставок в условиях, когда у нас и так в течение последних нескольких кварталов денежная база активно росла. То есть, был бы рост инфляции и, соответственно, сокращение активности экономического восстановления. Поэтому, на мой взгляд, такое решение было бы, во-первых, несвоевременным, а, во-вторых, рискованным с точки зрения балансировки рисков перед выборами.

Иная точка зрения у эксперта финансовой группы БКС Дмитрия Кашаева. Он считает, что принимая программу помощи Банку Москвы, российские финансовые власти руководствовались отнюдь не экономической целесообразностью:

– Это абсолютно политическое решение и экономики в нем и близко не было. Да, было заявлено, что при банкротстве этого банка государство понесет гораздо больший экономический урон в виде покрытия депозитов и остальных его обязательств. Но лично я считаю, что вряд ли был просчитан эффект от возможности падения Банка Москвы. Да и случилось бы такое падение без специальных действий, которые могли бы быть проведены?

Пополнение достаточно крупной суммой активов проблемного банка, как считают эксперты, окажет неизбежное влияние на темпы инфляции, и, как следствие, на стабильность российской экономики в целом. В меньшей степени, как утверждает Александр Осин из управляющей компании "Финам Менеджмент", это будет связано со 100 миллиардами рублей, которыми банк ВТБ планирует пополнить уставный капитал Банка Москвы:

– Дело в том, что они не будут вброшены на рынок и не поступят в экономику. Это же деньги в капитал, а капитал хранится в резервах Центрального банка. Это может произойти только в дальнейшем, когда банк будет кредитовать и вкладывать эти деньги в экономику.

Другая же часть предоставленной Банку Москвы помощи, в пересчете составляющая более 10 миллиардов долларов, по сути, будет означать вливание в экономику дополнительной денежной ликвидности. Такая операция, по словам начальника управления развития продуктов финансовой группы БКС Дмитрия Кашаева, безусловно, приведет к росту потребительских цен:

– Любой впрыск бесплатных денег в экономику означает, по сути, включение печатного станка. Рыночная экономика на это всегда реагирует однозначно – ростом инфляции. Есть вариант, чтобы это не повлияло вообще: теоретически эти деньги опять можно вернуть в Центральный банк на депозит. Но этот вариант не будет служить цели, ради которой деньги были выданы, поскольку там не будет большой разницы между стоимостью их получения и размещения. Поэтому для получения той прибыли, о которой говорят владельцы Банка Москвы, деньги должны быть на рынке.

Впрочем, все эти планы по спасению Банка Москвы могут стать реальностью только после их согласования с другими акционерами, в частности с Игорем Юсуфовым, чья доля в капитале проблемной кредитной организации составляет почти 20 процентов. Он уже заявил, что готов к проведению переговоров.
XS
SM
MD
LG