Ссылки для упрощенного доступа

Востоковед Елена Супонина - о визите палестинской делегации в Москву


Арабо-израильский конфликт может выйти на новый виток, если Палестина обратиться в ООН с просьбой о признании независимости своей страны
Арабо-израильский конфликт может выйти на новый виток, если Палестина обратиться в ООН с просьбой о признании независимости своей страны
5 июля в Москве состоится встреча делегации Палестины с главой МИДа России Сергеем Лавровым. Темой переговоров станет урегулирование палестино-израильского конфликта. Представители Палестины прибыли в Москву накануне вечером. О том, какую роль играет Россия в разрешении конфликта, и о чем пойдет речь на переговорах палестинской делегации и Сергея Лаврова, в интервью Радио Свобода рассказала обозреватель газеты "Время новостей", востоковед Елена Супонина:

– Россия в последнее время заметно активизировалась. Это не первая палестинская делегация, которая приехала в Москву за последние месяцы. Еще совсем недавно мы видели объединенную палестинскую делегацию, в которой были представлены различные движения, от "Фатха" до ХАМАСа, они также встречались с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. А сейчас приезжает маленькая, но очень действенная делегация, поскольку в ее составе два известных политика, причем один из них – это соратник нынешнего главы Палестинской автономии, бывший министр международного сотрудничества Набиль Шаас. Он представляет правящее движение "Фатх". Второй – это член политбюро Движения освобождения Палестины Кейс Абдель Карим, известный также по прозвищу "Абу Лейла". Это очень влиятельная фигура, которая фактически возглавляет на западном берегу реки Иордан Демократический фронт освобождения Палестины. Ну, и один тот факт, что 5 июля они вместе должны встретиться с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, говорит о том, что в Москве уделяют очень большое внимание этой делегации.

– С чем, на ваш взгляд, связаны столь активные действия Москвы в этом направлении? Почему такое большое внимание уделяется палестино-израильскому конфликту?

– Москва вообще заметно активизировалась в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Это во многом связано еще и с тем, что мы, как все другие, проморгали революционные процессы в арабском мире, и в Кремле возник вопрос: а почему так получилось? И когда начали выяснять, то пришли к выводу, что Россия в последнее время значительно снизила накал своего присутствия в регионе, и сейчас принято решение наверстать упущенное. А что касается Палестины, то здесь российская дипломатия действует достаточно традиционно. Есть понимание, что палестино-израильская проблема является ключом к решению многих проблем на Ближнем Востоке. Кроме того, российские дипломаты опасаются, что их западные коллеги уделяют больше внимания процессам в Ливии, в Сирии, что может отодвинуть палестинскую проблему на второй план. Россия очевидно хочет на этом сыграть, проявить свою активность, показать, что она этого не допустит.

– Какие последние договоренности по урегулированию палестино-израильского конфликта существуют на сегодняшний день? И что мешает воплощению этих планов?

– Сейчас обсуждаются три момента: необходимость удержать палестинское единство, поскольку после майского примирения движения "Фатх" и ХАМАС до сих пор не сумели сформировать единое палестинское правительство. Имя премьера должно было быть объявлено уже на этой неделе, но по моим данным это откладывается, и здесь Россия могла бы сыграть важную роль. Второй момент, который также обсуждается, – это попытка возобновить палестино-израильские переговоры. И третий вопрос – это то, что палестинцы собираются в сентябре обратиться в Генеральную ассамблею ООН с просьбой о признании независимости их государства и полноправном членстве в ООН. Об этом мне сказал, в частности, приезжающий в Москву Кейс Абдель Карим. По его мнению, этот вопрос будет самым главным на переговорах в Москве с Сергеем Лавровым.

Со своей стороны, я понимаю, почему Россия очень боится, что обращение палестинцев в ООН не приведет к реальному решению проблемы Палестины: это только накалит обстановку, что грозит нагнетанием конфликта между израильтянами и палестинцами. Я вообще опасаюсь, что на палестинских территориях может опять начаться вооруженное восстание, так называемая интифада. И вот сейчас министр иностранных дел России Сергей Лавров, наверное, еще раз спросит палестинцев, а уверены ли они в том, что их обращение в ООН в сентябре приведет к положительным результатам или, на самом деле, это приведет к войне.
XS
SM
MD
LG