Ссылки для упрощенного доступа

Михаилу Прохорову создают оппозицию


Михаил Прохоров на съезде "Правого дела"
Михаил Прохоров на съезде "Правого дела"
Бывший сопредседатель "Правого дела" Борис Титов неожиданно объявил о планах по созданию новой политической партии. По его словам, она должна занять нишу на правом фланге, которая освободилась после того, как "Правое дело" возглавил Михаил Прохоров. Эксперты с сомнением отнеслись к инициативе Титова.

Борис Титов, который сейчас возглавляет организацию "Деловая Россия", поделился со своими планами 6 июля. "Ниша на правом фланге сейчас свободна, вернее, Михаил Прохоров, придя в "Правое дело", ее освободил, – рассказал политик газете "Коммерсантъ". – Прохоров делает проект, рассчитанный не на правых, а на всех. Мы пытались выстроить правую партию, а Прохоров не правый и не левый. Ему нужна партия, которая получит максимум голосов и пройдет в Госдуму".

Борис Титов, который лишь недавно добровольно уступил лидерство Михаилу Прохорову, теперь хочет восстановить утраченные, по его мнению, основы "Правого дела". Но сделать это уже с другой партией. "Есть несколько вариантов, в том числе и регистрация новой [партии], но это необязательно: и в старых могут появиться новые люди", – сказал Титов. По его словам, решением этого вопроса он займется после парламентских выборов в декабре. Пока же "Деловая Россия" занята разработкой экономических основ "Общероссийского народного фронта" Владимира Путина.

Прежний коллега Бориса Титова по руководству "Правым делом" Леонид Гозман скептически воспринял его инициативу:

– Внимание к правому флангу связано с тем, что его не существует в Государственной думе, хотя он есть в интернете, во внесистемной оппозиции и так далее. Идеи нормального демократического развития страны существуют в политическом истеблишменте, но никак не субсидированы. Партия "Правое дело" должна их конструировать и выражать. Но все это не имеет никакого отношения к экзотической идее Титова создания еще одной партии. Идея правой партии будет актуальна и к следующим выборам, но Борис Титов, разумеется, новую партию не создаст.

Почему правый фланг российской политики внезапно пришел в движение, Радио Свобода рассказал редактор отдела политики газеты "Коммерсантъ" Глеб Черкасов:

– На сегодняшний день российская правая политика маргинальна: она не представлена в Думе, она не имеет серьезного влияния на региональном уровне, и даже те либералы, которые есть в правительстве, стараются себя с правыми не ассоциировать.

Приход Прохорова меняет ситуацию совсем не так, как это можно было бы предположить, когда только появились известия о том, что он присоединяется к проекту. Михаил Прохоров намерен сделать из "Правого дела" более серьезную политическую силу, но при этом он собирается лишить ее статуса правой партии. Это будет партия для всех, она будет апеллировать ко всем. Соответственно, ниша освобождается. У правых появляется возможность затеять новый проект, но затеять его не с тем, чтобы принимать участие в нынешних выборах, а с прицелом на следующие.

Насколько актуальны будут правые идеи во время следующих выборов, определит лишь повестка дня. В 1999 году всем тоже казалось, что места для правой партии нет, однако оно оказалось, – напоминает Глеб Черкасов.
Вполне возможно, что в элитных кругах кто-то испугался излишне самостоятельного Прохорова и решил отнять у него 2-3% электората

Заявление Бориса Титова свидетельствует о появлении в элите людей, которые опасаются усиления партии Михаила Прохорова, считает политолог Дмитрий Орешкин:

– Создать новую партию в нынешних условиях без поддержки административного ресурса вряд ли возможно. Значит, Титову как минимум обещали зарегистрировать его партию.

Кому-то надо обеспечить противовес для "Правого дела" Прохорова, потому что его партия хоть и соблюдает какие-то базовые договоренности – скажем, о ненападении на Путина и Медведева, – но она сильна благодаря своему лидеру. Михаил Прохоров – человек самостоятельный не только в финансовом плане, но и в личностно-административном. Он хорошо знаком с современной российской элитой.

У Титова такого ресурса самостоятельности нет. Значит, он рассчитывает на каких-то людей из федеральной элиты. Вполне возможно, что в элитных кругах кто-то испугался излишне самостоятельного Прохорова и решил отнять у него 2-3% электората.

Но поскольку весовые категории этих структур значительно различаются, партия Титова будет исполнять роль "спойлера". Очевидно, что Прохоров не всех устраивает в Думе. Если у него будет фракция, понятно, что на нее просто так ногой уже не топнешь. Пожалуй, его представительство там будет самым независимым, потому что и коммунисты, и ЛДПР довольно сильно регулируются администрацией президента.

На мой взгляд, у Титова нулевые шансы войти в Думу, хотя какую-то долю голосов он соберет. Суть интриги заключается в том, что какая-то часть начальников решила Прохорова попридержать – допустить его в Думу с минимумом голосов или не допустить туда вообще. В свое время, чтобы остановить СПС, была создана партия Богданова, которая тоже отобрала голоса.

Ситуация станет более понятной после декабрьских выборов. Если прохоровская партия выступит слабо, то потенциальный электорат остается по-прежнему неконсолидированным. Тогда конкурентам этой партии можно рассчитывать на какие-то перспективы на этом же электоральном поле, – полагает Дмитрий Орешкин.
XS
SM
MD
LG