Ссылки для упрощенного доступа

Метафорический цирк Матюрена Болза


Cпектакль "Смола и перья"
В Москве продолжается международный фестиваль имени Чехова. В его программе – спектакль французской компании со смешным и точным названием "Руки, ноги и голова тоже". Российские зрители познакомились с ней два года назад и восторженно приняли спектакль "Тангенс". Новая постановка – "Смола и перья" – их нисколько не разочаровала.

Компания "Руки, ноги и голова тоже" принадлежит направлению "новый цирк". Спектакль построен на цирковых умениях и чудесах, но трюки в нем не самоцельны. На вопрос радио Свобода, согласен ли режиссер, актер и лидер маленькой труппы с таким определением жанра, Матюрен Болз, отвечает:

– Я называю то, что делаю, словом "спектакль". Но все мы – циркачи. Ни танцоры, ни драматические актеры не могу делать то, что делаем мы. Поэтому основа основ – цирк. А в цирке всегда пытаются нарушить законы гравитации. Мы стараемся как можно больше времени находиться в воздухе прежде, чем снова окажемся на земле. Именно это впечатляет и кажется невозможным зрителям. На самом деле, это и есть главное в цирке – стремление выйти за грань невозможного, – считает Матюрен Болз.

Спектакль "Смола и перья" метафоричен и поэтичен. В прологе все страшно, как в "Колодце и маятнике" Эдгара По: только героев – пятеро, и на их головы планирует огромная подвесная платформа. Но по другим спектаклям Матюрена Болза мы знаем: как бы ни был враждебен мир, как бы ни ополчался он на человека, тот сумеет выбраться и выжить.

Действительно, под платформой, почти расплющившей героев, происходит какое-то движение, и они выбираются на поверхность. Жизнь начинается снова. Снова встречаются мужчины и женщины, и между ними начинается соперничество, которое принято именовать любовью. А вот и мужское соперничество, которое может равно послужить к дружбе и к вражде. Наконец, люди притираются друг к другу, образуют коллектив и пускаются в путешествие.
Для меня вообще важен образ тектонического разлома, не только в геологическом смысле, но и потому, что искусство рождается в разломах поэтического пространства

Платформа раскачивается, люди движутся – на этом противоходе возникает илюзия молниеносного перемещения в пространстве. На кого-то напялили меховой убор – такие носят эвенки, потом нахлобучили ему на голову пастушью меховую шапку, затем переодели в легкий шелковый халат – такие носят в Китае или Японии. Платформа замерла в воздухе, человек шагнул за ее пределы, стоит на узкой доске и курит, будто на веранде собственного дома. Дом, как выясняется многоэтажный, и во всех квартирах происходит одно и то же. Только человек на втором этаже стоит, а тот, что на первом, подвешен вниз головой, и он повторяет, зеркально отражает, жесты и движения соседа, живущего сверху. Но это – лишь остановка в пути.

Странствие продолжается во Вселенной. Тела астронавтов свешиваются с платформы и парят в воздухе, как в невесомости. Платформа взмывает очень высоко и запрокидывается под углом 45 градусов к зрителю. Но над "воздухоплавателями" не властны космические бури, как и законы земного тяготения. Совершенно непостижимым образом они удерживаются на наклонной деревянной поверхности. Фантазия режиссера неистощима, физические возможности артистов маленького театра – акробатов, воздушных гимнастов, батутистов, канатоходцев – безграничны.

Спектакль называется "Смола и перья", но ни того, ни другого в нем нет, и Матюрен Болз объясняет это так:

– В Америке изгоев наказывали, валяя их в смоле и перьях. Для меня это важный образ, потому что у всех персонажей спектакля, которые оказались на этом плоту, острове (называйте, как хотите), есть какое-то прошлое, они откуда-то изгнаны, образно говоря, вываляны в смоле и перьях. Для меня вообще важен образ тектонического разлома, не только в геологическом смысле, но и потому, что искусство рождается в разломах поэтического пространства, – говорит Матюрен Болз.

Впрочем, сюжет каждый зритель может придумать, исходя из собственного опыта, знаний о мире, размышлений о жизни. Так считает и артист театра "Эрмитаж" Александр Ливанов:

– Замечательный спектакль на грани цирка и театра. В цирке приходишь и смотришь: один номер, другой. А здесь эта грань размыта. И есть сюжет, который нужно выстроить самому. Ассоциации могут быть самые разные: действие происходит на детской площадке или на корабле – каждый увидит что-то свое. И много идей, которые можно использовать даже в драматических спектаклях. И здорово все исполнено, актеры работают на сто процентов, но для меня это такие же артисты, только они говорят телом.

Смотреть комментарии (1)

Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
 
XS
SM
MD
LG