Ссылки для упрощенного доступа

Вердикт Кейси Энтони и споры об американском правосудии


Ирина Лагунина: В Америке не утихают споры по поводу оправдательного вердикта, которым завершилось громкое уголовное дело по обвинению 25-летней Кейси Энтони в убийстве собственной дочери. Большинство американцев считает, что присяжные проявили неоправданную мягкость. Присяжным угрожают расправой. В дискуссию вступили политики, пользующиеся делом Энтони в собственных целях. В фейсбуке есть страница под названием «Я ненавижу Кейси Энтони», у которой уже почти 40 тысяч поклонников. Страсти настолько сильны, что страница вызывает такое же отвращение, как и вся история смерти девочки, прошедшая перед глазами присяжных. В прошлую пятницу мы рассказывали о том, какой глубокий правовой диалог вызвало это дело в программах телекомпании CNN. Сегодня – продолжение темы о том, как освещает этот процесс и вердикт американская пресса. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Кейси Энтони была плохой матерью – с этим никто не спорит. Она в течение месяца не сообщала в полицию об исчезновении своей дочери Кейли, которой было около трех лет, а сама между тем веселилась в ночных клубах. На 31-й день это сделала бабушка девочки. На допросах Кейси плела небылицы. Спустя пять месяцев в лесополосе недалеко от ее дома нашли разложившийся труп ребенка, рот которого был заклеен клейкой лентой. По скелету невозможно было определить причину смерти. Прямых улик против матери у следствия не было. Тем не менее, прокуроры обвинили ее в предумышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах и потребовали смертной казни. Защита выдвинула версию несчастного случая, но не смогла подтвердить ее в суде. В конце концов, жюри присяжных сочло, что доказательств вины для осуждения недостаточно, и признало Кейли Энтони невиновной в убийстве. Она была приговорена к четырем годам тюрьмы за лжесвидетельство и с учетом предварительного заключения и примерного поведения выйдет на свободу в ближайшие дни.
Американцы – сентиментальная нация. Они не могут не жалеть безвинно погибшую девочку. Аргументы разума в таких случаях бессильны. Напрасно правоведы терпеливо объясняли, что, по американским законам, вина должна быть доказана вне всяких разумных сомнений, а «плохая мать» - это не приговор. Они говорили это независимо от своего отношения к решению присяжных, которое в США, в отличие от России, должно быть единогласным. Вот мнение бывшего прокурора Сьюзен Файлен, с которой беседует обозреватель телекомпании MSNBC Крис Мэтьюз.

Крис Мэтьюз: Что же сказать о правосудии в Америке, Сьюзен? Что это за система у нас такая, если никто не будет наказан за убийство этого ребенка?

Сьюзен Файлен: Это значит, что в нашей стране существует власть закона. У нас тут не самосуд, не суд Линча. И хотя это не тот вердикт, какой вынесла бы я, меня он потряс и ошеломил, я не согласна с ним, но я уважаю его. Я уважаю работу присяжных, которые изо дня в день сидели в суде и оценивали предъявленные им доказательства и исходили при этом не из эмоций и не из телерепортажей. Это именно то, что я или вы хотели бы для себя, если мы, не дай Бог, окажемся на скамье подсудимых.

Крис Мэтьюз: Но что же, по их мнению, произошло, если не убийство матерью своей дочери? Какое еще может быть объяснение, почему она целый месяц не сообщала о пропаже ребенка, как еще объяснить все косвенные улики? К какому другому выводу они могли прийти по поводу случившегося три года назад?

Сьюзен Файлен: Они сказали, что не знают этого. Можно предполагать, но это домыслы. Судмедэксперт решил, что это убийство, исходя из обстоятельств, при которых были найдены останки. Тот факт, что труп разложился, и остался лишь скелет, сыграл в пользу Кейси Энтони. Версия обвинения основана на заключении эксперта об убийстве и на косвенных уликах, и присяжные решили, что улик этих недостаточно, что обвинение не справилось со своей обязанностью доказать свою версию. И я должна уважать их за это.

Владимир Абаринов: Корреспонденту ABC Терри Морану удалось взять интервью у члена жюри присяжных по делу Энтони, студентки медицинского колледжа Дженнифер Форд.

Терри Моран: Почему? Почему вы и другие присяжные признали Кейси Энтони невиновной в убийстве ее дочери?

Дженнифер Форд: Нам не хватило доказательств. Не думаю, что кто-нибудь в Америке способен сказать нам, как умерла Кейли. Этого никто не знает. Все мы только предполагаем.

Терри Моран: Когда вы начали совещаться, вы с самого начала придерживались одного мнения?

Дженнифер Форд: Нет.

Терри Моран: В самом деле?

Дженнифер Форд: Не хочу говорить от чужого имени, но различных мнений было много. Одни говорили: «Я чувствую, что она это сделала, но не могу доказать это». Другие говорили: «Нет, она этого не делала». Предубеждения у нас не было. Мы просто смотрели на факты, а факты, если исключить эмоции, не доказывают ничего. Я до сих пор в недоумении. Я не представляю, что произошло с этим ребенком.

Терри Моран: 31 день она не сообщает об исчезновении своей дочери. И при этом развлекается на вечеринках. Люди считают, что это и есть доказательство, что она убийца.

Дженнифер Форд: Это выглядит очень плохо. Но плохого поведения недостаточно, чтобы доказать преступление.

Терри Моран: Считаете ли вы, что Кейси Энтони могла убить свою дочь?

Дженнифер Форд: Это возможно. Я не знаю наверняка. Внутренне чувство говорит мне, что она имеет к этому отношение. Но я не знаю, какое, и не думаю, что было бы правильно заниматься домыслами.

Терри Моран: Если вы чувствуете, что она могла убить свою дочь, многие могут спросить: как вы будете спать сегодня ночью?

Дженнифер Форд: Я буду спать отлично. Потому что у нас есть Конституция. Я полагалась на закон, я сделала все, что могла.

Терри Моран: Почему вы плакали после того, как вынесли оправдательный вердикт по обвинению в убийстве?

Дженнифер Форд: «Невиновна» не значит «невинна».

Терри Моран: Что вы чувствуете по этому поводу? Вы, возможно, позволили избежать наказания женщине, убившей собственную дочь.

Дженнифер Форд: Ощущение не из приятных. Мы должны были принять ужасное решение. Но я должна была сделать это на основании закона.

Терри Моран: Когда вы вышли из зала суда после оглашения вердикта, вы увидели реакцию в стране и во всем мире – гнев, ярость. Люди проклинают ваши имена. Какой была ваша реакция?

Дженнифер Форд: Моя реакция – почему ярость направлена на меня? Обвинение должно было доказать вину. Разве я виновата в том, что они не смогли подтвердить свою версию? Были бы доказательства – и вердикт был бы соответствующий. Но если их нет, я не буду строить догадки, не буду поддаваться эмоциям и обвинять кого угодно. Я не могу сделать это с легким сердцем.

Терри Моран: Насколько сильное давление на вас оказывал тот факт, что речь идет о смертном приговоре – на протяжении процесса и во время совещания присяжных?

Дженнифер Форд: Очень сильное. Решающее. Самое сильное, какое только может быть. В твоих руках жизнь другого человека. Если они хотят, чтобы я лишила жизни другого человека, они должны доказать это. Должны доказать. Иначе я тоже убийца. И ничем не лучше ее.

Владимир Абаринов: Заявления Дженнифер Форд возмутили обозревателя телекомпании FOX News Билла О'Рейли. В своем очередном ток-шоу он пылал праведным гневом.


Билл О`Рейли: Да о чем говорит эта женщина, Дженнифер Форд? Она что, издевается? Нет никаких доказательств того, что Кейли Энтони погибла в результате несчастного случая. Ни малейших! Это версия защиты, и когда пробил час, она не смогла представить ни малейших доказательств в подтверждение своей теории. И все же Дженнифер Форд – и я предполагаю, что и другие присяжные тоже - похоже, верит, что это могло быть несчастным случаем. На чем основана эта вера? Может, марсианин спустился с небес и залепил рот Кейли клейкой лентой? Жюри присяжных должно исходить из фактов, а не из безответственных, бездоказательных теорий. То обстоятельство, что мисс Форд заявляет на национальном телеканале, что она верит, что случившееся могло быть несчастным случаем, леденит мне душу. Да откуда она это, черт побери, взяла? Никаких свидетельств несчастного случая не обнаружено. Получается, присяжный не смог приговорить Кейси Энтони за убийство, а в оправдание ссылается на теорию. Это безумие. Если вероятных убийц оправдывают на основании фантастических теорий, значит, вся наша система правосудия рухнула – вот и все.

Владимир Абаринов: О’Рейли допустил в этой тираде самую распространенную ошибку: защита не обязана ни выдвигать, ни доказывать какую бы то ни было версию. А вот обвинение обязано. Кейси Энтони оправдана не на основании фантастической теории ее адвокатов, а за недостатком улик. Когда О'Рейли говорит о том, что система правосудия рухнула, он забывает старый афоризм «Пусть погибнет мир, но да свершится правосудие».
Дженнифер Форд своим интервью навлекла на себя новую волну негодования. Судья распорядился не разглашать имена присяжных. Тем не менее, некоторые присяжные получили угрозы. Одна из них, 60-летняя женщина, была вынуждена уволиться с работы и готова сменить место жительства, если угрозы не прекратятся. Всего вероятнее, не сможет вернуться домой и Кейси Энтони, которая выходит на свободу 17 июля.
Тем временем в дискуссию включились политики. Лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл воспользовался делом Энтони, чтобы заявить, что иностранных террористов нельзя судить американским судом общей юрисдикции, потому что он предоставляет обвиняемым слишком много прав.
XS
SM
MD
LG