Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Любимов и Начо Дуато: очень грустные истории


Начо Дуато, покинув Мадрид, забрал с собой и права на свои постановки в Мадридском Национальном театре танца
Начо Дуато, покинув Мадрид, забрал с собой и права на свои постановки в Мадридском Национальном театре танца
Продолжающийся в Москве Чеховский фестиваль представил спектакль Театра на Таганке "Маска и душа" в постановке Юрия Любимова и балеты Мадридского театра танца в хореоргафии Начо Дуато. Спектакли похожи одним: их грустно смотреть.

"Маска и душа" - лоскутный спектакль, сделанный Юрием Любимовым по его собственной инсценировке. В нее вошли некоторые рассказы Чехова (более или менее подробно воспроизведенные на сцене), отрывки поэмы Байрона "Каин" и фрагменты из жизни реальных людей: Бунина, Горького, Шаляпина, Мейерхольда. В спектакле много поют: вживую - артисты театра, в фонограмме - Шаляпин. Любимов любит наывать свои постановки "свободными композициями". "Маска и душа" кажется слишком свободной: логику, по которой составлен спектакль, понять довольно сложно. Лучше всего - две сцены из чеховских рассказов, разыгранных актерами во вполне традиционном для русского театра, психологическом ключе.

Если искать общий смысл театрального высказывания, то он, пожалуй, состоит в том, что все мы - в ответе за первородный грех и нам остается только каяться и просить Бога о прощении.

Спектаклем "Маска и душа" Театр на Таганке закрыл злосчастный сезон, ознаменовавшийся ужасным скандалом, добровольной отставкой Юрия Любимова и назначением на должность руководителя Валерия Золотухина. Так закончилась почти 40-летняя (не считая долгих лет отсутствия Юрия Петровича) история "любимовской" Таганки.

Закончилась и 20-летняя история работы Начо Дуато в Мадридском Национальном театре танца. На чеховский фестиваль он привез в Москву несколько балетов – и больше никто не увидит изумительных хореографических миниатюр Начо Дуато в исполнении уникальной, им воспитанной труппы. В прошлом году Министерство культуры Испании решило, что театру стоит вернуться к классическому репертуару. Начо Дуато от выполнения поставленной перед ним задачи отказался.

Год назад, отвечая на вопрос Радио Свобода о том, почему он расторг контракт с коллективом, Начо Дуато ответил:

– Считаю, что нашему Министерству культуры совершенно наплевать на танец... Все, я ухожу. Думаю, что на свете есть много дверей, которые откроются передо мной – и они будут не хуже тех, что закрылись для меня в Испании. Я дам объявление в газете: "Известный хореограф ищет работу".

Начо Дуато ушел из театра, но долго искать работу ему не пришлось. Он уехал из Испании и в 2011 году возглавил балетную труппу Михайловского театра в Петербурге. А Мадрид остался не только без выдающегося хореографа, но и без его спектаклей. Начо Дуато снял свои балеты с репертуара. С 31 июля театр теряет на них права. О том, что "Арканджело", "Гнава" и "Белая тьма" исполняются в Москве в последний раз, во время представлений на Чеховском фестивале было невозможно забыть. К наслаждению от чистой беспримесной красоты танца и безукоризненности его исполнения примешивалась горечь: невозможно поверить, что этого чуда больше не будет.

Заметим: если в России происходит что-то подобное и ведающие культурой чиновники пробуют своевольно распорядиться судьбой прославленного коллектива и его лидера, то они встречаются с ожесточенным сопротивлением общественности и прессы. А в Испании – отвечает на вопрос Радио Свобода временный руководитель труппы Эрве Палито – ничего подобного не случилось:

– Я не тот человек, который может комментировать отношения Начо и Министерства культуры, но относительно прессы могу объяснить. У Начо – долгие, давнишние отношения с прессой, и не совсем хорошие. Надо сказать, что журналистам Начо Дуато (как персона, а не как хореограф) не так уж нравился. Не слишком сладко он себя вел все это время. Поэтому особенно защищать его было некому. Начо ушел, это хорошо для России, теперь все достанется вам. Я тоже уйду, когда придет Хосе Мартинес (этуаль Парижской Оперы, назначен художественным руководителем Мадридского театра танца. – РС), но танцоры останутся. У меня есть свое мнение, но оно никого не интересует. Компания раньше была авторская. Когда Начо ушел, меня пригласили временно руководить театром – чтобы я приглашал новых хореографов, чтобы они имели возможность поработать с нашими танцовщиками. То есть министерство хочет, чтобы в театре было больше разнообразных стилей. Я с этим не согласен, я считаю, что это неправильно. Если ты сегодня на пуантах, а завтра босиком – это невозможно сочетать, потому что в работе задействованы совершенно разные группы мышц, – подчеркивает Эрве Палито.

А Москве остается только молиться, чтобы на Таганке не разыгрался похожий сценарий и Юрий Любимов не снял свои спектакли с репертуара театра. Правда, на режиссуру закон об авторском праве не распространяется, но Любимов – еще и автор инсценировок (по крайней мере, 11 из 21 спектакля афиши); более того, в спектаклях "Арабески" и "Маска и душа" он значится сценографом. Впрочем, специалисты считают, что даже если театр (в лице директора Любимова) заключил какой-то особый договор с Любимовым-инсценировщиком и сценографом, то такой договор входит в противоречие с федеральным законом об "Использовании результата интеллектуальной деятельности в состве сложного объекта"(ст. 1240 ГК РФ) – и суд, если до него дойдет, признает договор "ничтожным".
XS
SM
MD
LG