Ссылки для упрощенного доступа

Война Андерса Брейвика


150 тысяч норвежцев пришли с цветами почтить память жертв теракта
150 тысяч норвежцев пришли с цветами почтить память жертв теракта
Полиция Норвегии начала публиковать имена погибших во время теракта в Осло и убитых на острове Утойя.

Количество жертв было уточнено: по последним данным, на Утойе, где проходил молодежный слет, устроенный правящей Рабочей партией Норвегии, были застрелены 68 человек, и еще восемь человек погибли во время взрыва начинённого взрывчаткой фургона около правительственных зданий в центре норвежской столицы. Таким образом, общее число жертв двух терактов составило 76 человек, еще около ста получили ранения.

Как уже установлено, взрывчатку для теракта подозреваемый, 32-летний норвежец Андерс Брейвик изготовил самостоятельно. Он закупал в больших объемах химические удобрения для своей сельскохозяйственной компании Breivik Geofarm, и делал из них взрывчатое вещество. Только в Польше Брейвик приобрел партию химикатов объемом в 6 тонн. При обыске на ферме Брейвика полиция обнаружила запасы взрывчатки, а в ночь на 27 июля они были уничтожены на полигоне.

Сам Андерс Брейвик сейчас находится в тюрьме, и его адвокат Гейр Липпештадт заявил, что его подопечный страдает безумием. Именно такую версию, по всей вероятности, изберет на суде защита человека, совершившего самый кровавый теракт в истории Норвегии.

– Вся эта история показывает, что он невменяем. Он уверен, что находится в состоянии войны, а когда вы на войне, то можете делать все что угодно, – заявил Гейр Липпештадт на встрече с иностранными журналистами. – Он не похож на любого из нас, он словно находится в пузыре.

Адвокат добавил, что подозреваемый постоянно спит, так как находится в изможденном состоянии. Его клиент полагает, будто ведет войну против "исламизации Европы", и не раскаивается в своих действиях. Мир пока не понимает его позицию, но обязательно поймет через 60 лет, уверен Брейвик:

– Он выказывает ненависть ко всем, кто верит в нормальную политическую систему. Он ненавидит все западные идеи и всех людей, которые верят в демократические ценности и не являются экстремистами.

На допросе норвежский террорист заявил следователям, что у него есть, по меньшей мере, две ячейки "единомышленников" в стране и еще несколько за рубежом. По словам Гейра Липпештадта, его подзащитный поражен тем, насколько далеко ему удалось зайти в осуществлении своего замысла. Андерс Брейвик не сомневался, что его остановят еще до того, как он успеет высадиться на Утойе, однако полиция смогла добраться до острова только через полтора часа после начала бойни.

Такая задержка уже вызвала возмущение норвежского общества: анализ причин промедления, по мнению многих, говорит о непрофессионализме норвежских служб правопорядка. Когда Брейвик выпустил свои первые пули, очевидцы начали тут же звонить на "горячую линию", однако звонки с острова Утойя не принимались в течение 30 минут: операторы линий связи были сосредоточены на ситуации в Осло и сбрасывали все звонки, которые шли из других регионов.

Лишь спустя полчаса норвежская полиция поняла, что на острове действует убийца. Однако оказалось, что вызванная из Осло антитеррористическая бригада Delta не может быстро прибыть на место происшествия – у норвежских силовиков есть только один полицейский вертолет, все пилоты которого оказались в отпусках. Бойцам норвежского спецназа пришлось добираться до Утойи на автомобиле. Добравшись до озера, полицейские погрузились в лодку, но у нее заглох мотор. Когда его завели и отплыли, оказалось, что судно перегружено и рискует утонуть. Все это время в 500 метрах от них на острове раздавалась стрельба, и были слышны детские крики. Через две минуты после того, как полицейские ступили на остров, Брейвик положил оружие на землю и добровольно сдался. Тем не менее, несмотря на жесткую критику, норвежские силовики считают, что сделали всё возможное в ходе операции по обезвреживанию террориста:

– Я не думаю, что что-то можно было сделать быстрее. Я не представляю как при таком расстоянии и в таких условиях это возможно. Поэтому мы всегда стараемся быть еще лучше, но я не знаю, как можно было сделать что-то быстрее, – заявил начальник штаба полиции Осло Йохан Фредриксен. А министр юстиции Норвегии Кнут Сторбергет поблагодарил полицию за "превосходную" работу, заявив, что, несмотря на упреки в медлительности, в целом её действия можно оценить положительно.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG