Ссылки для упрощенного доступа

Как "пилят" деньги в Муслюмово?


деревня Муслюмово
деревня Муслюмово
Очередную волну скандалов, сопровождающих переселение жителей села Муслюмово Челябинской области из очень загрязненного радиацией места в условно чуть менее загрязненное, спровоцировал директор "Общественного партнерства "Гражданин" Максим Шингарькин, когда задал острый вопрос Дмитрию Медведеву на встрече с экологами 8 июня. Вот какой диалог тогда услышали все россияне:

— На руках у меня есть договор купли-продажи, где гражданке оценивается домовладение в 1 миллион рублей, на руки она получает 450 тысяч, а 550 тысяч, согласно договору, уходит ООО, который назначил ей фонд содействия переселению села Муслюмово, который организован в Росатоме.
— Понятно. И что этот фонд делает?
— Он таким образом «пилит» эти деньги
—Только «пилит» и всё?
— Да.
— Так незатейливо?
— Да, так незайтеливо. Вот так освоено более милларда рублей денег.
— Нет, Вы знаете, я видел чудеса. Но такие!

После такой реакции Дмитрия Медведева бывшие муслюмовцы и Новомуслюмово вновь оказались в центре всеобщего внимания. Впрочем, надо сказать, что все время, пока идет процесс переселения, конфликты, споры, разоблачения и обвинения здесь не утихают. Рассказывает сопредседатель экологической общественной организацией «Теча» Рамиля Кабирова:

— Когда определялись с количеством переселяемых людей, по нашим подсчетам население Муслюмово составляло полторы тысячи домовладений, а в итоге официально озвучили 741 домовладений, под которые выделили деньги. Появились новые вопросы: почему новое Муслюмово на расстоянии всего 1,7 километра, территория загрязненная, людей оставляют на этой грязной территории. Почему? Но когда уже ничего нельзя было сделать, заложили первые дома, появились претензии, уже к качеству домов. Над чем бьются и до сих пор.

Качество домов, построенных в Новомуслюмово, действительно оставляет желать лучшего. И в этом уже все убедились. В частности, дома возводились из сырого бруса, а коробка должна была выстоять как минимум полтора-два года для усадки. Однако при строительстве Новомуслюмово этого сделано не было. На сегодняшний день идет работа по устранению дефектов. Однако в настоящий момент правоохранительные органы волнует то, как чиновники распоряжались деньгами, выделенными Росатомом на переселение муслюмовцев. На встрече с президентом Медведевым Максим Шингарькин ссылался, в частности, на историю семьи Гатровых, у которых было два дома в Муслюмово, а значит, они имели полное право на две компенсации. Получили же только одну, а от второй — только часть. Оставшиеся деньги ушли на счет какой—то коммерческой организации. Тем не менее, первый заместитель министра строительства Челябинской области Сергей Сихарулидзе считает, что Шингарькин зря поднимает шум:

—Если мы посмотрим конкретно по тому договору, который он показал, давайте мы вспомним, что госпожа Гаттарова получила 2 миллиона рублей. Потому что за одно домовладение как собственник она получила дом. За второе, которое она получила по наследству, она решила распорядиться деньгами своими именно так. И она сама подписала и добровольно. Должно быть уголовное разбирательство, если ее заставляли — это конкретные фамилии должны быть, она должна давать показания.

В июне к президенту Дмитрию Медведеву обратился Гринпис России. В его открытом письме речь идёт о незаконной деятельности специально созданного фонда, который взял на себя обязанность содействовать переселению муслюмовцев. Рассказывает сопредседатель экологической общественной организацией «Теча» Рамиля Кабирова:

— Этот фонд, я не побоюсь этого слова, буквально принуждали людей подписывать договор на остаточную стоимость. В Муслюмово, когда приехала вот эта президентская комиссия, ведь люди же там сто человек собрались. Они же пришли, подтверждают: вот под мою фамилию конкретно выделен миллион, но мне дали такой договор, сказали: или ты получаешь свои 150 тысяч, или вообще ничего не получишь, потому что у тебя или прописки нет, или зеленка не оформлена. И в итоге люди подписывали договор на миллион, но на расчетный счет они получали от 150 до 800 тысяч.

В результате расследования прокуратура выяснила, что недобросовестные сотрудники фонда обманули двух сельчан и вместо указанной суммы перечислили им за сносимое жилье от 300 до 700 тысяч рублей, присвоив разницу в стоимости, а одной из жительниц села попросту отказали в получении положенных ей денег. Общая сумма средств, похищенных в результате этих махинаций, составила два миллиона рублей. Рамиля Кабирова считает, что все это стало возможным благодаря тому, что областные власти самоустранились от контроля над процессом переселения. Впрочем, губернатор Юревич все же отреагировал на результаты расследования прокуратуры:

— Если украли – должны отвечать. Откровенно говоря, для меня сразу было непонятно, зачем жителей Муслюмово переселяют в соседнюю территорию, Новомуслюмово. Если уж переселять – то в тот поселок, где есть работа – в Кунашак, Красноармейский район или даже Челябинск. Я, кстати, предлагал в свое время Петру Сумину – давайте переселим их в Челябинск, здесь есть работа. Но было принято решение ставить в чистом поле новый поселок. Хотя исторически сложилось, что поселки строили с привязкой к рабочим местам. А строить в чистом поле – для чего это? Тем более, что там практически невозможно заниматься сельским хозяйством

Расследование продолжается. Вполне вероятно, что со временем число выявленных потерпевших будет увеличиваться.
XS
SM
MD
LG