Ссылки для упрощенного доступа

Внешняя политика Реджепа Эрдогана


Реджеп Эрдоган
Реджеп Эрдоган
Реджеп Эрдоган: Дело палестинцев – это борьба за возвращение и защиту человеческого достоинства от того, чтобы его втаптывали в грязь. Так что это дело не только Палестины и палестинского народа. Это – общая борьба всех стран и наций за справедливость, законность и гуманность.

Ирина Лагунина: Выступления премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в Каире на фоне кризиса в отношениях между Турцией и Израилем породили массу комментариев в международной прессе. Газета деловых кругов «Файнэншл Таймс» вышла с заголовком: «Эрдоган повел Лигу арабских государств против Израиля». Американская «Вашингтон пост» - «Новая проблема Израиля с арабской улицей». Катарский телеканал «Аль-Джазира»: «Израиль под нажимом» и так далее. Немало говорят и о том, что турецкий премьер решил сделать страну лидером арабского, либо мусульманского, мира. Я попросила нашего корреспондента в Стамбуле Елену Солнцеву посмотреть, как воспринимается ухудшение отношений с Израилем в самой Турции и насколько находит отклик в обществе политика руководства страны. Вот ее рассказ.

Елена Солнцева: Около года назад между Израилем и Турцией разразилась так называемая «помидорная война». Из-за массового неурожая в несколько раз подскочили цены на помидоры. Фермерские хозяйства понесли значительные убытки. Во всем обвинили израильские компании, которые, якобы, заведомо поставляли местным крестьянам некачественные семена, чтобы избавиться от конкуренции на мировом рынке. В турецких средствах информации была организована антиизраильская кампания. В газетах изображали анатолийских крестьян, сидящих на поле в ожидании дружных всходов. Писали, что «неурожай был спланирован заранее, что модифицированные израильские семена распространяют яд, опасный для будущих поколений». Доходило до того, что к делу причисляли израильские разведывательные службы. Крестьян призывали отказаться от сотрудничества с израильскими компаниями. Однако вскоре кризис мирно разрешился. Министерство сельского хозяйства не только не запретило поставку сельхозпродукции из Израиля, но и увеличило объем поставляемой продукции. Производитель сельхозпродукции Ахмет Делек.

Ахмет Делек: В минувшем году Израиль поставил в Турцию на миллионы долларов семена различных культур, а также соусы и пищевые добавоки. Самые успешные турецкие хозяйства работают по израильским технологиям. Министерство Сельского хозяйство никогда не запрещало эти семена. Анатолийские крестьяне по-прежнему хотят выращивать израильские помидоры. Крестьяне смотрят на результат, а не слушают сплетни. Все самые крупные крестьянские хозяйства продолжают сотрудничать с израильскими компаниями. В условиях жаркого климата и острой нехватки воды для турецких хозяйств новая технология полива и водоснабжения израильской фирмы «Нетафим» стала настоящим спасением. Это капельное орошение растений, которое позволяет подводить воду непосредственно к корням растений. Эта система орошения используется во всем средиземноморском бассейне . Однако сегодня ситуация изменилась, министерство Сельского хозяйства призывает фермеров бойкотировать израильские компании и прекратить экспорт израильской продукции.

Елена Солнцева: Турция в ожидании извинений от израильских властей за гибель своих граждан. Таковы заголовки сегодняшних газет. Инцидент случился в мае минувшего года. С целью прорыва блокады сектора Газа исламистские фонды при поддержке турецких властей снарядили «Флотилию свободы». В средиземном море корабли были остановлены израильским спецназом. В результате штурма погибли восемь турецких граждан. Израильские власти отказались принести извинения, после чего Анкара объявила о выдворении израильского посольства и прекращении всех торговых экономических и военных контрактов. Реакция в стране была болезненной не только со стороны политиков, но и в обществе, и даже среди умеренных политологов. «По сути, инцидент Мави Мармара стал первым со времен Второй мировой войны, в ходе которого мирные турецкие граждане были убиты иностранными военными», - говорит политолог Джем Турхан. По его словам, после этого инцидента к туркам пришло понимание, что настоящим препятствием к миру является не только фанатизм мусульман, но и самодовольство израильских политиков.

Джем Турхан: Турция долгое время была заражена самодовольным мышлением. Это была наша общая позиция по отношению к армянам и курдам. Мы искренне верили, что не сделали им ничего плохого и что единственной проблемой остается их ревность и коварство. В последнее время мы, турки, стали смотреть на вещи с некоторой долей самокритики, во многом, благодаря нашей политической дезизоляции и усилиям наших интеллектуалов. Израиль имеет много честных людей, я надеюсь, их голоса будут услышаны.

Елена Солнцева: На стамбульских улицах тут и там вспыхивают антиизраильские митинги. Участники акций собирают средства помощи «палестинским братьям». Демонстранты, в основном студенты и молодежь с антисемитскими плакатами и мегафонами в руках призывают положить конец оккупации сектора Газа. «Большинство турок смотрят на этот конфликт совсем другими глазами, - говорит участник одной из таких акций, двадцатилетний студент стамбульского технического ВУЗа Айхан. - Турция не признает блокаду сектора Газа израильскими властями и считает это коллективным наказанием палестинского народа». Тем временем на страницах турецких газет рассуждают о природе исламского антисемитизма. «Любой, кто изучает историю исламского мира,- пишет популярный журналист Мустафа Акьел, - может понять, что антисемитизм является до сих пор довольно актуальным. В арабском мире антисемитизм достигает своего пика в пресловутом движении ХАМАС, которое призывает к уничтожению израильского народа. Однако природа нелюбви арабов к евреям отличается от нацистского безумия. Нацисты ненавидели евреев просто так, в то время как арабские антисемиты сосредоточены только на "освобождении" Палестины».

Мустафа Акьел: Акции ХАМАС и других палестинских группировок, выступающих против Израиля, Тель-Авив объясняет присущим мусульманам чувством фанатизма и иррациональности. Когда мир осуждает жестокость Израиля по отношению к Палестине, то евреи считают, что мир ополчился против них. Однако ситуация на Ближнем Востоке меняется. Очень скоро Израиль будет не единственной демократией на Ближнем Востоке. Вам придется выбирать: становиться изолированным государством апартеида или государством, которое уважает универсальные нормы справедливости.

Елена Солнцева: Так в турецких газетах отражается официальная политика страны: во вторник на встрече с министрами иностранных дел Лиги арабских государств премьер-министр страны Реджеп Эрдоган заявил, что Израиль сам себя изолировал и «должен за это заплатить», когда не извинился за флотилию. Турецкие власти грозят выставить у границ Израиля «эгейский щит» - направить из Черного и Мраморного морей в Средиземное турецкий флот: группу фрегатов, корветов, несколько сторожевых кораблей и ракетных катеров, которую будут прикрывать с воздуха боевые самолеты, базирующиеся на авиабазах, расположенных в Измире, на западе страны. Стоит ли Турция на пороге большой войны? Таким вопросом задаются сегодня многие эксперты. Большинство исключают возможность военного столкновения. Армия Израиля – партнер НАТО, Турция – участница Североатлантического союза. Скорее всего, это будет вялотекущий конфликт. Время от времени турецкие военные корабли будут появляться в Восточном Средиземноморье, но в реальной войны не будет. По мнению экспертов, натиск турецкой флотилии будут сдерживать Соединенные Штаты, которые обладают самой мощной в Средиземном море группировкой сил. Флот США, сыгравший решающую роль в блокаде Ливии, включает около сорока боевых кораблей и двухсот самолетов. Бывший военный в отставке Аймеж Кайа.

Аймеж Кайа: Можно предотвратить конфликт, но возможность вооруженного столкновения исключить нельзя. Не исключены также несчастные случаи в виде случайной стрельбы .К чему это приведет, никто не знает. Нас пугают тем, что израильские военные имеют ядерное оружие . Реджеп Эрдоган не раз обвинял Израиль в тайном обладании ядерным оружием, хотя израильские власти никак не комментируют этот вопрос.

Елена Солнцева: Оппозиционная пресса называет план ответных мер турецких властей против Израиля «Планом Барбаросса», по имени средиземноморского пирата Хайр-ад-Дина Паши Барбароссы, которого в Турции считают основателем османского флота. «Турция пыталась прорвать блокаду Газы, но действовала пиратскими методами, в обход всех международных соглашений и законов, - пишет оппозиционная газета «Джумхуриет», - позиция турецкого руководства привела к тому, что ООН поддержала Израиль и законность "нелегитимной блокады сектора Газы", за отмену которой так отчаянно боролся Эрдоган». Оппозиция считает, что антиизраильская риторика премьера обусловлена желанием набрать дешевые политические очки в арабском мире. «Правительство Эрдогана причинило значительный ущерб государственным интересам страны, - считает журналист молодежного Интернет сайта, тюрколог Селим Джихан.

Селим Джихан: Премьер- министр Турции Реджеп Эрдоган, который не раз крайне агрессивно высказывался в адрес еврейского государства, стал вдохновителем турецко-израильского конфликта. Он решил, что может хозяйничать в Средиземном море как старый морской пират, который водил эскадры своих кораблей против венецианского флота. Турция боролась за признание блокады незаконной, но теперь блокада получила легитимность. Разве это может считаться успешной внешней политикой? Турция потерпела поражение на всех фронтах – турецкие граждане погибли, юридическая битва проиграна, престиж упал, а блокада укрепилась

Елена Солнцева: Единственной возможной причиной вооруженного столкновения могут стать энергоресурсы, считают эксперты. В Средиземном море, на шельфе Израиля, обнаружены огромные запасы нефти и газа. Израильские компании объявили о намерении начать промышленную разработку. Турецкие власти заявили, что не признают соглашений, подписанных Кипром с Израилем о границах экономических зон, которые нарушают права непризнанной Турецкой республики Северный Кипр. По словам экономического эксперта Альпера Кайнаклы, «главной целью турецких военных судов станет патрулирование берега Израиля, чтобы запретить израильским компаниям заниматься разработкой газа и нефти в Средиземном море, у берегов Кипра».

Селим Джихан: Конфликт между Турцией и Израилем может начаться из-за Кипра, который в следующем году станет президентом ЕС. С точки зрения Эрдогана, он защищает турецкие национальные интересы. Турецкая республика Северного Кипра потеряет, если израильские и американские компании совместно с кипрскими властями начнут промышленную разработку месторождения.

Елена Солнцева: Аймет Эркан, врач центрального турецкого госпиталя Хайдарпаша разводит руками. Кризис между странами окажет негативное влияние на качество обслуживания турецких больных. Большинство турецких больниц оснащены израильскими диагностическими препаратами. Израиль поставляет на турецкий рынок современные лекарственные препараты. Например, Копаксон, израильский препарат для лечения рассеянного склероза, один из самых востребованных в Турции. В минувшем году были заключены крупные сделки на поставку в Турцию высокотехнологичной продукции. Благодаря внедрению израильской технологии контроля потребления энергоресурсов в масштабах страны Турция сэкономила около двадцати процентов топлива. «Объем торговли между странами достигает миллиардов долларов, - пишет газета «Миллиет», - так что пострадавшим остается подсчитывать убытки и надеяться, что кризис между странами вскоре утихнет как та «помидорная война», которая вспыхнула в минувшем году из-за массового неурожая помидоров».
XS
SM
MD
LG