Ссылки для упрощенного доступа

Башни Лужкова не набрали высоту


Новый мэр Москвы назвал решение предшественника градостроительной ошибкой
Новый мэр Москвы назвал решение предшественника градостроительной ошибкой
20 сентября должна решиться судьба последнего мега-проекта на территории Международного делового центра "Москва-Сити". Столичный департамент имущества выставит на торги тот самый долгострой, где при Юрии Лужкове планировалось возвести комплекс для новой мэрии и городской Думы. Теперь от этой идеи решено отказаться.

Для законодательной и исполнительной власти собирались построить четыре 70-этажных башни общей площадью более 800 тысяч квадратных метров. Теперь столичное правительство избавляется от давно замороженной стройплощадки и предлагает инвесторам возвести на этом месте гостиницу в более скромных объемах - на 315 тысяч квадратных метров. По мнению директора Центра политической информации Алексея Мухина, это знаковое событие.

- Более скромные масштабы московского строительства, которые теперь приняты при новом мэре Сергее Собянине, - говорит эксперт, - связаны с тем, что это деятель, больше любящий региональные компактные масштабы, и малознакомый, и малосимпатизирующий амбициозности и разухабистости лужковских проектов, на которые направлялись безумные деньги, даже с учетом заложенных в них откатов. Сергей Собянин такой подчеркнутой скромностью и даже отчасти аскетичностью проектов символизирует новую черту управления московским городских хозяйством. Помимо этого, мне кажется, он довольно эффективно избавляется от так называемого лужковского наследия, то есть последовательно, планомерно закрываются практически все проекты, которые были Лужкову дороги, с которыми он, как говорят, носился. Среди этих проектов, безусловно, чисто имиджевый проект поддержки Черноморского флота, который недавно Собянин закрыл. Осталось только финансирование по линии Минобороны. И теперь начинает прикрываться и проект лужковского "Москва-Сити".

Как бы то ни было, то, что уже построено в "Москва-Сити", превратилось в новую архитектурную доминанту города, подчеркивает профессор МАРХИ Наталия Душкина:

- Я думаю, что этот комплекс изначально проектировался как определенный вызов исторической и, в частности, советской Москве ХХ века. Таких высот Москва не знала. Некий сгусток небоскребов - явление для Москвы чужеродное. И в большой степени это довольно провинциальная реакция на парижский Дефанс или на немецкий Франкфурт.

- Почему провинциальная?

- Это вторичная вещь по отношению к европейским бизнес-центрам, отмеченным вертикальными стеклянными призмами. В первую очередь приходит в голову Дефанс - вещь абсолютно историческая. Проектирование там начато в 1959 году, то есть это продукт 60-х годов. Франфурт - это достаточно хаотически растущие небоскребы, в отличие от Дефанса. Московский путь - это в большой степени, конечно, Дефанс, но это не столь дистанционный уход от исторического центра Москвы. Это все-таки очень большая близость. Поэтому для одних это был и остается, по-видимому, город некоей бизнес-мечты или архитектурной мечты, но тем не менее вторичной. Для многих других - это достаточно яркий образ чужеродного вторжения в Москву.
Что касается отказа от строительства одного из знаковых небоскребов, то архитектура все-таки была и остается не просто сферой бизнеса, девелопмента, инвестиций, это профессиональная дисциплина. Ведь в "Москве-Сити" есть свои доминанты, свой рост, свое напряжение, своя система расстановки групп этих зданий, которая воспринимается с разных точек подъезда по-разному (если говорить об этом как об архитектурной композиции). И когда эта композиция лишается своего вертикального стержня, обезглавливается, то, конечно же, это работа не профессионалов, а административно-хозяйственный подход. Хотя с точки зрения исторического облика города отсутствие этой супервысокой доминанты – это, безусловно благо.

Кроме всего прочего, крайне небольшая территория этого пространства, ее сегментный характер, "пограничность" с исторической Москвой и проходящими хайвэями создавали и будут создавать в будущем клубок инфраструктурных проблем, почти коллапс. С этим трудно мириться, но с этим придется будет жить.

Сейчас там ведутся работы. Но, конечно, как всегда, проблемы решаются задним числом. Мне непонятна эта последовательность. Любой крупный градостроительный проект начинается с того, что рассчитывается вся инфраструктура, все возможности, все просчитывается статистически. Судя по всему, такого процесса не было. Такая ситуация не только с "Москва-Сити". Есть много точек в Москве, где интеллектуальная сторона вопроса намного отставала от коммерческой, инвестиционной, от желания получить сверхприбыли. В этом смысле "Москва-Сити" наградила эту часть города большими проблемами. То, что там сейчас происходит, не может решаться в отрыве от архитектурного конкурса по проектированию Большой Москвы, который будет вскоре объявлен.
XS
SM
MD
LG