Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Николай Петров – о перестановках во власти


Николай Петров
Николай Петров
Заявление Алексея Кудрина о нежелании работать в правительстве под руководством Дмитрия Медведева. А до этого – скандал в "Правом деле", уход из партии Михаила Прохорова и вывод его из президентской комиссии по модернизации… О чем свидетельствуют последние события российской предвыборной кампании?

По просьбе Радио Свобода свою версию высказал эксперт московского Центра Карнеги Николай Петров:

– Слухи о том, что Кудрин претендовал на роль премьер-министра, ходят достаточно давно и небезосновательно: он самый опытный из членов нынешнего правительства и, безусловно, мог бы быть хорошим премьером. Кудрину предлагали стать лидером "Правого дела", он отказался – и это как-то увязывалось с тем, что он будет премьером. На мой взгляд, нынешнее развитие событий никак эту версию не опровергает, потому что на протяжении шести лет следующего президентского срока премьеры будут меняться и первый премьер, я думаю, возьмет на себя ответственность за крайне непопулярные решения, связанные с уменьшением расходов на социальные нужды. Такие решения уже приняты и будут реализованы в следующем году. В этом смысле время Кудрина вполне еще может прийти.

Я бы подчеркнул: следующий год – год, когда правительство будет выполнять эти непопулярные законы. То есть в следующем году роль и премьера, и министра финансов – не очень благодарная. Я вижу в демарше Кудрина проявление, конечно, его политических амбиций, но не столько чувства обиды (что для чиновника такого уровня и с таким опытом, мне кажется, не столь вероятным), сколько чувства политического благоразумия и необходимости дистанцироваться от первых действий кабинета, которые будут негативно восприняты обществом.

Роль первого председателя правительства при президенте Путине 2012 года – в некотором роде роль камикадзе. Мне кажется, сама идея перехода на шестилетний президентский цикл могла родиться не только от желания как можно дольше сидеть на посту президента. Шесть лет все-таки дают поле для маневра: первые два года можно проводить радикальные и непопулярные решения в жизнь, а потом будет время, чтобы загладить все это и к выборам прийти снова с популярным правительством.

Кстати, не думаю, что оправданы прогнозы возникновения в среде бизнес-элиты какого-то недовольства происходящим – даже на фоне скандала с Михаилом Прохоровым. Бизнес-сообщество очень прагматично. Для него важно, прежде всего, постоянство правил игры – и в этом смысле то, что произошло в субботу, может быть воспринято вполне позитивно. Кроме того, мне кажется, бизнес надеется, что Путин начнет очередной президентский срок с предложения пакета реформ, цель которых – какое-то движение в сторону стабильности и меньшей зависимости от разного рода политических передряг...

Политика в следующем году будет очень сильно отличаться от того, что было до этого. В каком-то смысле можно говорить, что эра Путина, или первая эра Путина, подошла к концу. А в 2012 году, мне кажется, мы увидим очень серьезное оживление политической жизни, когда возникнет спрос на фигуры, не запятнанные многолетним пребыванием в такой малодинамичной, абсолютно контролировавшейся российской политике. И тогда деятели несистемной оппозиции, да и Прохоров – как люди, находящиеся на виду и известные – могут оказаться очень востребованными.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG