Ссылки для упрощенного доступа

Историк Ирина Марушкина - о брэнде Юлии Тимошенко


Юлия Тимошенко у здания Печерского суда
Юлия Тимошенко у здания Печерского суда
Об общественных настроениях на Украине в связи с приговором Юлии Тимошенко, о брэнде и образе экс-премьера Украины обозреватель РС беседует с львовским журналистом и историком, главным редактором сайта vgolos.com.ua Ириной Марушкиной.

- Конечно, все ошарашены. Самый популярный вопрос при встрече со знакомыми: "Почему ты не с вещами и не на вокзале?" Настроения, конечно, упаднические.

- Прямая телевизионная трансляция заседания Печерского суда напоминала такую экзистенциональную драму - хрупкая женщина, с правой стороны красавица дочь, с левой стороны такой уверенный в себе мужчина - муж. Против нее обращена вся система украинского правосудия, а может быть и злая политическая воля. Юлия Тимошенко готовый мученик для политической оппозиции Украины, на ваш взгляд?

- Сегодня она расплачивается за всю оппозицию. Только вопрос - где сама оппозиция? Оппозиция в Украине сейчас переживает большой кризис. И непонятно, что будет дальше. Мы даже не уверены, что оппозиция сможет сейчас адекватно отреагировать. Вы знаете, такое ощущение, что "это" делают, потому что "это" делать нужно. Нет воли и нет силы. Нет общенационального протеста. Это, конечно, расплата за то, что оранжевая революция, ее лидеры, в том числе и Тимошенко, в какой-то мере... Эта революция проходила на очень высоких моральных, идейных ценностях. Но потом народ был страшно разочарован. Сейчас у многих двойное чувство. С одной стороны, все понимают, что Тимошенко наказана за нарушение закона и т. д. А, с другой стороны, люди сейчас смотрят на эту схватку между "оранжевыми" и "синими", и понимают, что это уже не их борьба. Одна олигархическая группа пожирает другую.

- Что тут сказывается? Какие факторы в общественных настроениях? Усталость от одних и тех же политических лиц? то обстоятельство, что обе стороны (и подсудимая, и те, кто ее судили) стали какими-то персонажами телевизионной мыльной оперы?

- Сказывается разочарование. По большому счету, главный посыл - наш президент готов и хочет разговаривать с теми, кто, как и он, сидел. Это ужасно! Для того чтобы быть в политической элите, ты должен отсидеть!

- Циничный вопрос: выходит, Виктор Янукович получает, в лице Юлии Тимошенко, равного себе для политического диалога?

- Как я понимаю, он уравнял Юлию Тимошенко с собой в своем сознании. Я сидел - вы меня этим упрекали - теперь вы сидите. Мы равны. Вот как получается. Колесников сидел, Луценко сидит. Две олигархические группы пожирают друг друга. Эта борьба уже не за будущее Украины. Они разбираются между собой. Большинство людей, если хотят иметь будущее в этой стране, должны связывать его и с другими лидерами, и с другими идеалами. И вообще, им нужны какие-то реальные моральные лидеры. Да, у Тимошенко есть харизма. Да, конечно, она, кроме символа борьбы будет еще символом мученичества. Но я не думаю, что это тот символ, который сможет в будущем объединить Украину.

- Но украинский народ ведь такой же "жалельщик", как и русский народ. Хрупкая, белокурая, привлекательная женщина в зале суда, по обе стороны охранники. Это не вызывает человеческого сочувствия в широких народных массах?

- Она с достоинством прошла через этот судебный процесс, не ткаждый мужчина бы так смог. Возьмите того же президента Ющенко, ее бывшего политического товарища, который даже не протянул ей руку помощи в этой ситуации. Да, это напоминает где-то 1937-й год, как сказала Юлия Владимировна, но, к сожалению, это скорее напоминает дело Ходорковского в России. Мне почему-то кажется, что если бы не было бы дела Ходорковского в России, может быть, украинская власть никогда бы не осмелилась на такие действия в отношении Юлии Владимировны.

- Вам не кажется, что иногда даже телевизионная картинка протестовала против происходящего? Судья что-то невнятно читает. Тимошенко на этом фоне, перебивая его, делает свои заявления, и говорит языком политических прокламаций. Когда в сопровождении огромного количества вооруженных милиционеров автозак вывозит экс-премьера из проулка, где расположено здание Печерского суда, на крышу этой машины кто-то бросает букет фиалок. Есть в этом какая-то эстетика абсурда, на мой взгляд.

- Почему-то именно журналисты были допущены в зал, хотя вы знаете, что большую часть судебного процесса нельзя было ни транслировать, ни показывать. С моей точки зрения, для власти это была проигрышная картинка. Поверьте, в глазах населения Тимошенко в этой ситуации выглядит в тысячу раз сильнее, чем власть.

- А почему, на ваш взгляд, власти дали разрешение на прямую трансляцию?

- Наверное, ради устрашения. Другого не может быть. Чтобы было страшно другим. Есть такой феномен бренда Тимошенко. Думаю, что Тимошенко вряд ли будет политическим лидером в перспективе, но то, что бренд Тимошенко, конечно, в тысячу раз стал сильнее, я в этом не сомневаюсь. Как она будет себя вести в тюрьме, как она будет одеваться - это все будет на слуху. Власть не сможет закрыть эту тему. В Киеве уже стало модным организовывать свадебные картежи на автозаках. Тимошенко - сильный бренд.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG