Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт по Ближнему Востоку Елена Супонина - о последствиях обмена Гилада Шалита на 1027 палестинцев


Елена Супонина
Елена Супонина
Почему соглашение об обмене Гилада Шалита на палестинских заключенных между Израилем и радикальной палестинской группировкой ХАМАС было достигнуто именно сейчас? Какое влияние этот обмен, если он состоится, окажет на внутрипалестинскую ситуацию?

Об этом – эксперт по Ближнему Востоку, международный обозреватель "Московских новостей" Елена Супонина:

– Это уже не первая сделка между израильтянами и лидерами движения ХАМАС по поводу Гилада Шалита. Здесь, конечно же, надо проявлять осторожность. Например, два года назад осенью уже прямо назывались даты: "Вот в эту пятницу Гилад Шалид будет освобожден", – а потом вдруг все это срывалось. Но сейчас впервые, по моим ощущениям, обе стороны настроены очень серьезно. Это подтверждают посредники, которые помогали тайным контактам между сторонами – в том числе это подтвердили египтяне: по моим данным, через них осуществляются очень многие контакты между израильтянами и палестинцами.

В то же время сейчас сама ситуация подталкивает к выполнению подобных сделок: палестинцы стояли на грани восстания, интифады. Если со стороны Израиля не будет каких-то шагов, то палестинцы могут скатиться к такого рода средству давления на израильскую сторону. Более того, движение ХАМАС в последние дни неоднократно заявляло о том, что может вернуться к идее вооруженного сопротивления против израильтян. Даже палестинская администрация, которая представлена более умеренной группировкой ФАТХ, разочаровавшись в переговорах с израильтянами, пошла на дипломатическое давление на израильтян через ООН, где до сих пор рассматривается заявка о признании независимого государства Палестина – существующего только виртуально – новым членом ООН.

Обращаю внимание на то, что президент Палестинской автономии Махмуд Аббас на очень многих переговорах, в том числе и с российской стороной, неоднократно поднимал эту тему и пытался дипломатическими усилиями поспособствовать решению этой проблемы. Но лидеры ХАМАС уже поднаторели в политических играх – и, конечно же, представят все случившееся (если эта сделка состоится) своей победой.

Правда, сейчас Палестинской автономии делить-то уж, собственно, нечего. Сектор Газа существует сам по себе, западный берег реки Иордан – сам по себе. Попытки объединения двух основных палестинских движений предпринимаются, но пока все идет ни шатко, ни валко. Воздействовать на население ни у той, ни у другой группировки нет особого смысла: если выборы на палестинских территориях и будут проводиться, то уже точно не в этом году, а в следующем. Но после того, как Махмуд Аббас прогремел в ООН – и прогремел довольно удачно с точки зрения палестинцев: он напомнил о праве палестинцев на независимость и, по многим оценкам, сделал это дипломатически успешно, у ХАМАС возникла некая ревность, и там попытаются исправить эту ситуацию. Конечно же, тех заключенных, которые должны быть освобождены поэтапно в рамках этой сделки, будут в секторе Газа встречать как героев. Тем не менее, внутренняя ситуация в Палестине сейчас не так важна. Я бы даже сказала, что на подготовку этой сделки в большей степени сыграла внутриполитическая ситуация в Израиле. Там есть политики, которые выступали против осуществления этой сделки. Требование палестинцев очень тяжелое: одного человека меняют более чем на тысячу. Но, как сказано в Талмуде, кто спас одну душу, спас целый мир.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG