Уже восемь лет прошло с того дня, когда ростовчанка Наталья Мисюк сдала свои наличные на строительство однокомнатной квартиры. Заказчиком стройки выступало тогда Главное управление внутренних дел по Ростовской области, поэтому никаких сомнений в скором новоселье не возникало. Но жизнь бывает гораздо сложнее, чем самый изощренный сюжет детективного романа. Восемь лет ушли на борьбу за свое отдельное изолированное жилье – до этого было общежитие гостиничного типа. А что же квартира?
Наталья Мисюк: «Квартира? У меня есть ключ от квартиры, но у меня нет квартиры. Когда мне дали ключ, чтобы я могла посмотреть квартиру, я пошла на рынок, и сделала дубликат. Вот теперь у меня есть ключ от квартиры. А квартиры у меня нет, потому что она еще официально не зарегистрирована – то есть не оформлено право собственности, хотя у меня на руках имеются судебные решения. Зарегистрировать собственность пока не получается, потому что этому препятствуют и регистрационная служба, и ГУВД по ростовской области, которое является застройщиком, и обязано подписать передаточные акты на построенные квартиры. У нас есть судебные решения, но чтобы получить эти квартиры, их нам должно передать ГУВД, ведь оно является и заказчиком, и застройщиком по инвестиционному контракту, и согласно 214-му федеральному закону именно ГУВД должно передать квартиры дольщикам. Но руководство ГУВД в письменной форме советует нам всем обращаться в суд, а в устной форме и на собраниях они говорят, что эти квартиры вы все равно не получите. Судя по всему, они надеются, что смогут не дать нам квартиры. По моему мнению, они хотят их забрать себе. Складывается такое впечатление, что это такая новая форма раскулачивания народа. То есть, они это все делают специально, чтобы забрать у людей деньги, и положить их себе в карман. Вот и все. Они все дольщики, кроме нас. А мы – раскулаченные, наверное, я не знаю. Они все – в доле, это сто процентов. У меня есть доказательства этого, поэтому могу сказать об этом где угодно – даже на следствии».
Олег Бакунин: На сегодняшний день в Ростовской области имеется 27 официально признанных «проблемными» объекта, для строительства которых были привлечены денежные средства 2500 участников долевого строительства. Рассказ продолжает Оксана Ярковая, которая заключила несколько лет назад договор с ООО «Универсал-2» из города Батайска.
Оксана Ярковая: «Мы, начиная с 2005 года, надеялись купить квартиры. Вот лично я на сегодняшний день осталась практически без жилья, как и многие из нас, кто на что-то рассчитывал, попродовали свои квартиры, брали ипотеки, брали кредиты люди для того, чтобы купить новое жилье. Строительство должно было быть закончено еще пять лет тому назад, и вот на протяжении пяти лет мы ждем свои недостроенные еще квартиры».
Олег Бакунин: 17 из 27 «проблемных домов» и около 1500 обманутых дольщиков приходится, если можно так сказать, на долю строительной компании «ВАНТ». По мнению не только самих пострадавших от действий недобросовестного застройщика, но и многих экспертов, это была грандиозная афера, а, по мнению некоторых чиновников, оставшиеся без квартир люди – просто инвесторы, которым не повезло в бизнесе. Вот что говорит по этому поводу заместитель руководителя региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области – начальник управления по долевому строительству Игорь Захаров.
Игорь Захаров: «Многоквартирный дом можно построить только на 100 процентов. То есть нельзя возвести 5 этажей, и сказать: давайте мы перекроем, то, что построили, и 10 этажей строить не будем. Нужно возводить 10, потому что есть проект, есть куча всяких других дел, так вот, если у нас нет денег, по тем, или иным причинам, десяти этажей, мы их никогда не построим. И дом будет стоять недостроенным. при этом, если 50 процентов людей принесли свои деньги – из 100 человек 50 принесли деньги – то 50 человек и будут обманутыми дольщиками, хотя, в принципе, их никто не обманул. Ибо закон, к сожалению таков: он позволяет привлекать денежные средства, и использовать их, не имея никаких гарантий, что у застройщика есть соответствующие средства для завершения строительства дома. Это очень важная позиция. То есть, люди включаются в достаточно рискованный бизнес».
Олег Бакунин: С чиновником категорически не согласен дважды обманутый ростовчанин Александр Файдыш.
Александр Файдыш: «Ну, это все вымысел, абсолютное несоответствие действительности, пустословие просто. У меня двое детей, три внука, значит, и они остались без квартир. Стройка «встала» с 2007 года – с тех пор только разрушается. Значит, один этаж снесли уже, подъемный кран, который там стоит, он не рассчитан на необходимую высоту, он как не доставал до верхних этажей в 2007 году, так и не достает сейчас, каркас не строится».
Олег Бакунин: К депутату Государственной Думы от Ростовской области, члену фракции КПРФ Николаю Коломейцеву постоянно обращаются обманутые дольщики с просьбой о помощи. По мнению парламентария, эта проблема – во многом надуманная. И исправить ситуацию достаточно просто: нынешним властям стоит только захотеть.
Николай Коломейцев: «Ко мне вчера пришли люди, у которых взяли деньги, заключили договор, при этом принудили еще какой-то предварительный договор подписать. И потом – один суд принимает в его пользу решение, а другой – нет, и поэтому ему квартиру не дают. «ВАНТ» 27 строительных «пятен» получил, он, что, их получил с небес? Или он начал без выделения «пятна»…Поэтому здесь-то проблема очень простая. Если человек уголовник, то его нужно арестовать, привлечь к отвественности, и всем другим станет «не интересно» обманывать людей. И рассчитаться с теми, кто социально «кинут» государством, в первую очередь, разобраться с муниципалитетами и чиновниками – кто за «бабки» закрывал глаза и способствовал «кидалову», потому, что в том же Батайске – там что, непонятно? Там все понятно!».
Олег Бакунин: Дома из числа «проблемных объектов» время от времени достраиваются, и сдаются в эксплуатацию. Но зачастую – с нарушениями и недоделками. И обманутым дольщикам, ставшим, в конце концов, новоселами, вновь и вновь приходится идти в суды, чтобы отстаивать свое конституционное право на жилье.