Ссылки для упрощенного доступа

Будущее печатных изданий глазами американских экспертов


Ирина Лагунина: За последнее полугодие ситуация в американских средствах информации слегка улучшилась. После двух крайне тяжелых лет доходы индустрии пошли вверх, прекратились массовые увольнения редакционных работников. Газеты, по которым больнее всего ударил экономический спад и доходы которых в прошлом году резко упали, снова набирают силу. Рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Эмма Тополь.

Эмма Тополь: Согласно исследованию, проведенному Пью центром, за последние несколько лет от тысячи до полутора тысяч рабочих мест в редакциях новостей были сокращены, то есть штат журналистов по сравнению, скажем, с 2000-м годом уменьшился на 30 процентов. Потеря трети работников для любой индустрии может оказаться болезненной, и печатные издания в данном случае не исключение. Но для американской прессы за всеми этими цифрами кроятся не только финансовые проблемы. Многие эксперты предсказывают, что будущее у печатных изданий из-за стремительного развития электронной технологии довольно туманно.
Среди них Джон Эндрюс, бывший президент Сената штата Колорадо, политический обозреватель газеты Колорадо Пост, ведущий телешоу на общественном телевидении и автор многих статей в центральных американских газетах. Он считает, что в будущем политика будет делаться в соответствии с настроениями пользователей всемирной паутины.

Джон Эндрюс: Газеты и журналы сейчас находятся под огромным давлением многочисленных интернет-изданий. В Соединенных Штатах периодика всегда влияла на формирование политики американского правительства, но теперь интерес американцев переключается на электронные средства информации. И, похоже, уже интернет будет определять и направлять политический климат нашего общества. Поэтому, если говорить о сегодняшнем дне в средствах информации, то меня больше волнует не экономическая ситуация, это со временем будет преодолено. Меня больше беспокоит возможность Белого Дома в каком-то смысле влиять и даже ограничивать свободу выражения в интернете. Но ценность Первой поправки нашей Конституции как раз и заключается в гарантии свободы прессы. Поэтому независимо от изменений в технологии или попыток тех, кто обладает властью ограничить свободу, печатные издания всегда были защищены законом. И это не менялось даже когда сменялись их владельцы, совершенствовалась технология или происходили перемены в экономике.

Эмма Тополь: Согласно докладу, сделанному исследовательской группой Nilsen Research, рекламный рынок Соединенных Штатов уже в первом полугодии 2011-го начал возвращать потерянные за прошлый год доходы. И первыми в списке лидеров роста – крупные газеты, которым удалось повысить свою прибыль от рекламы почти на 11 процентов по сравнению с тем же периодом в 2010 году. В то же время доходы крупных журналов выросли всего на 2,3 процента.
Но Джон Берлау, директор Вашингтонского Центра предпринимательской деятельности и эксперт по средствам информации считает, что эти данные пока еще не позволяют думать о том, что тяжелые времена остались позади.

Джон Берлау: Ситуация в американских средствах информации по-прежнему не стабильна. На это, безусловно, влияет общее экономическое положение Соединенных Штатов. Но, как и в экономике в целом, такая неустойчивость - временное явление. Однако проблемы, с которыми сталкивается печатная индустрия, могут оказаться, так скажем, роковыми. Печатная пресса практически исчезает, потому что все переходит в электронный формат. Теперь книги читают на ридерах Амазон Киндел, а журналы и газеты в интернете. Но я уверен, что всегда будут нужны новости, и соответственно люди, которые умеют собирать и делать их. Сейчас такие интернет гиганты как Гугл, Яху или Блумберг договорились с агентствами Рейтер, Ассошиэйтед Пресс и другими, брать у них новости. Так что этим компаниям ничего не грозит.

Эмма Тополь: Джон Берлау так же уверен, что роль беспроводных коммуникаций будет еще больше укрепляться и расширяться, так как они уже существуют в электронном формате. Он продолжает:

Джон Берлау: Сейчас сложилась довольно интересная ситуация, ведь газеты на самом деле владеют агентством Ассошиэйтед Пресс, которое является не коммерческой организацией. Но в связи с экономическими неурядицами, когда многие газеты вынуждены были сокращать бюджет и увольнять журналистов, редакции вдруг столкнулись с проблемой, что некому делать новости. И тогда им пришлось обратиться в агентства и покупать сюжеты. Теперь АП зарабатывает гораздо больше, чем хозяева газет. Очень интересно, как этот момент разрешится в будущем. Такой процесс наблюдается по всему миру. Интернет, пожалуй, стал самым революционным изобретением после создания Гутенбергом печатного станка.

Эмма Тополь: Джон Берлау вспомнил о немецком изобретателе Иоханне Гутенберге, создавшем в 1440 году печатный станок, благодаря которому стал возможен массовый процесс печатания книг и периодических изданий. Некоторые историки полагают, что именно это изобретение и стало точкой отсчета новой эпохи в развитии человечества. Если предположить, что интернет столь же революционное изобретение, то нам повезло жить в начале новой эпохи человеческой истории.
Ранее эксперементирование и поиски нового в журналистике чаще всего происходили в местных средствах информации, которые финансировались чаще всего пожертвованиями. В то же время большие интернет корпорации до последнего времени не были заинтересованы в оригинальных авторских сюжетах. Но ситуация меняется, и в 2010 году крупнейшие из них начали создавать свои новостные редакции. Руководство Yahoo! наняло несколько десятков журналистов, которые собирают и освещают политику, спорт, бизнес. В AOL работали 900 журналистов, 500 из них поставляли новости со всего мира. К концу 2011 года корпорация Блумберг планирует нанять только для работы в Вашингтонском бюро 150 журналистов и аналитиков. И это вселяет журналистам определенный оптимизм.
Джон Берлау говорит о положительных моментах в наступлении электронных медиа на рынок периодической печати.

Джон Берлау: Нынешние перемены могут, в свою очередь, благотворно повлиять, скажем, на возможность более подробно излагать материал, так как уже нет ограничений в размере газетной или журнальной страницы. Переход на интернет так же открывает возможности использовать больше историй, углубить информацию, разнообразить точки зрения. И, конечно же, дать площадку для острых политических дебатов, в которых могут принимать участие тысячи людей. Возможности интернета дать высказаться людям с самыми разными убеждениями – это очень демократично, в этом случае может быть услышано значительно больше голосов.

Эмма Тополь: В отчете Пью центра за последний год говорится также, что сейчас средства информации тратят столько же энергии на поиск новых путей для повышения дохода, сколько и на улучшение содержания. Но при этом сегодняшние редакции резко отличаются от тех, которые были до рецессии. В них работает значительно меньше журналистов, у которых занижены амбиции и им приходится слишком много трудиться, выполняя разные функции. Но при этом их руководители утверждают, что журналистский состав значительно моложе, легче адаптируются и молодые репортеры более открыты к новым мультимедийным презентациям. Но Джон Эндрюс говорит, что, как это не кажется странным, новые и старые средства информации медленно становятся похожи друг на друга. С той только разницей, что работа менее опытных журналистов сказывается на содержании и качестве изданий.

Джон Эндрюс: Идеалы профессиональной журналистики, которые закладываются еще в университетах и доверие к новостным изданиям среди американцев – конечно же, сейчас находятся под ударом. Сбор новостей, анализ событий, как и способы доставки сигнала, требуют такого же высокого профессионального уровня, как и прежде. Но я глубоко убежден, что главным в определении профессионализма был и остается рынок, который сам, путем конкуренции отбирает, что интересно, и чему можно доверять. Так что меня не очень беспокоят анкетные данные тех, кто сегодня вовлечен в формирование убеждений.

Эмма Тополь: Пью-интернет и Проект американской жизни совместно с Фондом Найт провели опрос, который установил, что почти половина американцев (47 процентов) знакомятся с местными новостями по сотовому телефону. Они по понятным причинам предпочитают те сообщения, которые отвечают их немедленным нуждам, таким как: в какой ресторан пойти, какая погода, информация о пробках на дорогах и так далее. И число таких пользователей, по мнению экспертов, будет только увеличиваться. К январю 2011 года 7 процентов американцев уже владели электронными планшетами, четыре месяца до этого это число составляло только 3 процента.
Джон Берлау тоже верит в то, что только рынок сможет вынести приговор: выживут ли в будущем печатные издания.

Джон Берлау: Это забавная ситуация. Журналистика – одна из тех немногочисленных профессий, когда не нужна лицензия, то есть, кто угодно может стать и становится журналистом. И все это благодаря Первой поправке. Но только рынок может решать, кому платить – опытному журналисту или зеленому выпускнику университета. Если статья хорошая, никого не будет интересовать, сколько лет ее автору. Или какое у него образование. В прошлом я сам работал журналистом в Вашингтон Таймс, я знаю насколько это трудная профессия. И, конечно же, рынок будет решать, жить ли печатной индустрии или отправляться на покой. Можно не сомневаться, что на информацию, на свежие новости всегда будет спрос. Но каждый технологический шаг вперед создает дополнительные сложности – и новую группу игроков, которые доставляют содержание читателям, зрителям или слушателям и, что не менее важно, рекламодателям. При этом скорость доставки информации резко увеличивается. Так что мне кажется, что в целом электронная революция сыграет скорее благоприятную, чем негативную роль в развитии американских средств информации.
XS
SM
MD
LG