Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт Александр Тодийчук – об Украине и "Северном потоке"


"Северный поток" вряд ли заставит Украину стать сговорчивей на переговорах с Россией о ценах на газ
"Северный поток" вряд ли заставит Украину стать сговорчивей на переговорах с Россией о ценах на газ
Большинство независимых украинских экспертов не считают, что ввод в эксплуатацию газопровода "Северный поток" окажет существенное влияние на ход российско-украинских переговоров о поставках газа. Хотя бы уже потому, что поставка газа через Украину обходится дешевле, чем через "Северный поток".

Президент киевского Международного энергетического клуба Александр Тодийчук считает:

– "Северный поток " – скорее конкурент Белоруссии, чем Украине. Ведь украинские маршруты больше сориентированы на Центральную и Южную Европу. И перекачка газа на юг Европы, использование северного маршрута, – это большое его удлинение, увеличение затрат на транспорт газа. Так что там будут проблемы с рентабельностью. Само назначение трубопровода с годами постоянно меняется. Когда решение принималось в конце 90-х – начале 2000 года, это был трубопровод, который должен был подать дополнительный газ из новых месторождений на быстро возрастающий европейский рынок газа, при этом не создавая проблем действующим маршрутам, а как бы в дополнение к ним. Сегодня, учитывая, что инвестиционная политика не совсем совершена, инвесторы не идут на разработку месторождений на севере России. И думаю, что это худший сценарий для трубопровода.

– Транзит российского газа через Украину из-за открытия "Северного потока" может упасть почти на четверть. Соответственно, уменьшатся и украинские доходы, которые она получает за транзит российского газа. Как Украина может и будет решать эту проблему?

– Но это не критические изменения, во-первых. А во-вторых, думаю, что цифра несколько завышена. Подача газа на рынок, который потребители получают сегодня через Украину, по "Северному потоку" обойдется дороже. И за все это будет платить либо потребитель в Европе, либо "Газпром".

– Верны ли утверждения о том, что теперь на газовых переговорах с Украиной Россия получает новый козырь?

– Не совсем. Большей угрозой для Украины является "Южный поток", который если будет реализован, практически уведет газ в обход Украины. Психологически Россия может демонстрировать уверенность: вот мол мы обещали реализовать "Северный поток" и сделали это. А сейчас приступаем к "Южному потоку"... Однако, насколько я знаю от наших коллег в России, даже активное развитие "Северного потока" до максимальной мощности сегодня пока под вопросом. По времени оно окончательно не определено.

– Как теперь будут развиваться российско-украинские газовые переговоры?

– В России определенные коррективы вносят предстоящие выборы. Стратегия, идея повышения геополитической роли России, получение в управление инфраструктур и даже территорий сопредельных государств очень хорошо воспринимается избирателем. Это мешает принятию компромиссных и оптимальных решений и для России, и для Украины. Похожая ситуация существует и в самой Украине. Но если говорить опять о "Северном потоке", то его запуск не будет оказывать на переговоры какого-то особого давления. Резонансный судебный процесс над Юлией Тимошенко открыл многим глаза. Например, в Европейском Союзе и в России многие не понимали, насколько несправедливые условия контракта были подписаны в 2009 году. Сегодня Украина получает газ по одной из самых высоких цен, а харьковские соглашения вопрос не решили. Скидки, по Харьковскому соглашению, де-факто скидками не являются –идет просто отсрочка платежей. Поддержка моральная и неморальная Украины возрастает. В этой ситуации, я думаю, Россия не хотела бы быть откровенно недружественной Украине, нет смысла оставлять излишне большую разницу в цене на газ для Украины по сравнению с другими европейскими странами. На днях, кстати, Польша передала в Арбитражный суд рассмотрение контракта на предмет понижения цены на газ, потому что она тоже является несправедливой. Сегодня идет процесс отхода от старых формул по определению цены на газ в жесткой увязке с нефтью, нефтепродуктами.

– Рискнете предположить, какая цифра цены на газ появится в новом российско-украинском договоре?

– Для того, чтобы получить какой-то эффект, чтобы все было приемлемо и для Украины, и для России – это не выше 400 долларов. Если цена окажется слишком высокой, это будет очень высокая цена, это будет новое поражение Украины в газовых контрактах.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводитм итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG