Ссылки для упрощенного доступа

Отношение россиян к институту выборов


Ирина Лагунина: Аналитический центр Юрия Левады следит за отношением россиян к выборам как к общественному институту и к текущей предвыборной кампании. Первые исследования по этой тематике социологи начали проводить в конце 80-х годов, так что есть возможность сравнить, как менялось отношение к выборам в России в последние десятилетия. Что заставляет людей сегодня с недоверием относиться к результатам выборов? Почему энтузиазм перестроечных лет сменился апатией и равнодушием? Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: На вопрос: «Интересуют ли вас предстоящие в декабре этого года выборы в Государственную думу?» относительное большинство, 60 % опрошенных Левада-Центром, отвечают утвердительно. Впрочем, велико и количество тех, кто выборами не интересуется: таких 37 %. Только 23 % граждан говорят о том, что будут высказывать свою точку зрения, если разговор о предстоящих выборах зайдет в каком-нибудь общественном месте, 68 % не собираются этого делать. Напомним, что Левада-Центр опросы по этой тематике проводит на свои средства и по своей инициативе, по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в 130 населенных пунктах 45-ти регионов страны. Статистическая погрешность данных не превышает трех целых четырех десятых процента. Речь пойдет об опросах, проведенных в октябре этого года. Слово директору Центра Льву Гудкову.

Лев Гудков: Сам институт выборов признается в российском обществе абсолютным большинством как необходимый и крайне важный. Должны быть периодические выборы власти на всех уровнях, поскольку без этого наступает застой, падает эффективность власти, начинается коррупция – это люди прекрасно понимают. Но конкретно нынешние выборы проходят в отсутствии особого интереса. Только 20% следит за дебатами и проявляет какой-то интерес, а большинство довольно равнодушно к этому. Около половины опрошенных, 46%, слышали, что идет обсуждение не только по телевидению, но и в их кругу близких, но сами по большей части люди не принимают участия в этом и не поддерживают, полагая, что исход выборов предопределен и от их голоса ситуация не изменится. Поэтому более 60%, по нашим опросам в сентябре-октябре и в начале ноября, говорят, что политика их не интересует, они в ней не разбираются, результаты предопределены выборов. Но тем не менее, около половины готовы идти на выборы, поскольку, как они говорят, что это их гражданский долг. Я бы сказал, что эта избирательная кампания проходит с наибольшим равнодушием к ней со стороны избирателей.

Вероника Боде: Как вы думаете, что могло бы изменить отношение в обществе к выборам?

Лев Гудков: На самом деле, как только будут предоставлены действительно равные права разным партиям, то есть не будет избирательной регистрации, когда Министерство юстиции решает, кого допустить к выборам, а кого нет, будет обеспечено равное представительство любых политических организаций и общественных движений для участия в выборах – это раз. Во-вторых, более свободные СМИ, и соответственно, разные политические силы могут свободно излагать свои программы. То есть будет открытая и честная конкуренция разных сил.

Вероника Боде: Говорил директор Левада-Центра Лев Гудков. Фонд «ИНДЕМ» также подробно изучал отношение граждан к демократическим общественным институтам, в том числе и к выборам. О том, каким было это отношение в конце 80-х – начале 90-х годов, вспоминает Владимир Римский, заведующий отделом социологии фонда «ИНДЕМ».

Владимир Римский: Где-то начиная с 89-го года, выборы наши сограждане оценивали как весьма важный институт влияния самих граждан на политический процесс, на власть в стране. И во многом так и было. Потому что, скажем, на выборах Съезда народных депутатов 1989 года очень многие, совершенно независимые, даже не участвующие ранее в политике наши граждане стали депутатами, и существенно обновился политический класс. А дальше, как это обычно бывает, началась борьба политического класса с гражданами. Граждане, естественно, хотели, чтобы политический класс отражал их интересы, а политический класс хотел использовать ресурсы этой самой политики для решения своих проблем, корпоративных проблем и так далее. И приходится констатировать, что где-то к рубежу 1999-2000 годов политический класс у нас победил. То есть граждане теперь, по моим представлениям, практически не влияют на политику.

Вероника Боде: Если сравнивать отношение к выборам в начале 90-х и сейчас, в чем основная разница, на ваш взгляд?

Владимир Римский: Основная разница именно в том, что потеряна уверенность, даже вера в то, что как-то эти выборы могут изменить власть и, соответственно, изменить нашу жизнь. Теперь уже большинство наших граждан в это не верят, и выборы считают некоей формальной процедурой. Мы теряем доверие к выборам, и политические партии, которые теперь участвуют в выборах, они скорее ближе оказались к органам власти, чем к гражданам. Граждане это тоже чувствуют.

Вероника Боде: Если говорить о конкретной парламентской избирательной кампании, которая идет сейчас, то общественное настроение по ее поводу чем-то отличается, на ваш взгляд, от отношения к предшествующим кампаниям?

Владимир Римский: Основные тенденции сохраняются. Но к сожалению для меня, эти тенденции постоянно усиливаются и усиливаются в плане недоверия граждан к выборам. То есть подавляющее большинство наших граждан считают, что выборы нечестные, и все меньше и меньше доверия к политическим партиям. С одной стороны сами политические партии, на мой взгляд, неэффективно ведут избирательную кампанию, старые лозунги, реальные проблемы, которые наших сограждан интересуют, в этой избирательной кампании не обсуждаются. А с другой стороны, граждане разуверились в этих партиях. И что они ни делают, какого-то существенного повышения доверия этим партиям, желания голосовать за них не происходит.

Вероника Боде: Это был Владимир Римский, заведующий отделом социологии фонда «ИНДЕМ». А теперь давайте послушаем, каково отношение к выборам в Соединенных Штатах Америки. Говорит профессор Борис Докторов, который с 1994 года живет в этой стране, а сейчас ведет на сайте Фонда «Общественное мнение» проект, посвященный президентской предвыборной кампании в США.

Борис Докторов: Безусловно, американцы понимают значение выборов, важность этого социального института, потому что он единственный по сути дела демократический институт власти. Конечно, кто-то ходит, кто-то не ходит, большая часть американцев является новыми американцами, эмигрантами, они не очень включены в политическую жизнь страны. Но значительная часть, ядро американского общества, те, кто происходит из семей, которые уже несколько поколений живут в Америке, они, безусловно, очень внимательны к выборам. И это относится прежде всего, во-первых, к региональным. Региональные выборы, каждый человек понимает, от того, кого он выберет, приведет во власть, за кого он проголосует в том месте, где он живет, как-то будет зависеть его жизнь.

Вероника Боде: Можно ли сказать, что к институту выборов американцы относятся с глубоким уважением?

Борис Докторов: Безусловно. Это главный политический, культурный, социальный институт.

Вероника Боде: А какова степень доверия к результатам выборов? Возникают ли какие-либо сомнения относительно их честности?

Борис Докторов: Наверное, кто-то на эту тему думает, но это не является главной социальной проблемой. Построены такие жесткие правила голосования, регистрации, отчетности и так далее, что проблема эта снимается. Большинство людей голосуют через автоматы.

Вероника Боде: Как бы вы сформулировали, в чем тут разница между современной российской и американской ситуацией?

Борис Докторов: Если говорить очень жестко и огрубляя ситуацию, то, конечно же, это полярные различия. Судя по прессингу российского радио, телевидения, конечно, в обществе российском глубочайшее недоверие, во всяком случае, к президентским выборам. И апатия по этому поводу, отсутствие интереса, потому что все решено, все предрешено, причем решено не избирателем. И все это превращается в некую игру, я бы сказал, фарс, в общем, несерьезную вещь. В Америке тоже существуют манипуляции, разнее игры с избирателями, разные технологии, но в то же время все понимают, что выборы осуществляются населением, избирателями, никуда не денешься.

Вероника Боде: Отмечает социолог Борис Докторов. Своими наблюдениями по поводу отношения россиян к выборам делится политолог Николай Петров, эксперт Московского центра Карнеги.

Николай Петров: Можно говорить, с одной стороны, о том, что выборы укоренились и что все российские граждане воспринимают их как должное и как обязательный элемент своей жизни. А с другой стороны, отношение к выборам оставляет желать лучшего. Мне кажется, тому виной, по крайней мере, две причины. Одна связана с тем, что власть, начиная с давних пор, начиная с ельцинских пор, все время сознательно играла на то, чтобы к выборам не было особого пиетета и чтобы люди относились к ним как к какому-то неизбежному злу и не очень сильно бы по этому поводу волновались. А с другой стороны, это связано с тем, что выборы в нашей политической системе лишены практически всех тех функций, которые в принципе они должны играть. То есть на выборах нет особых дискуссий по содержательным вопросам, которые волнуют граждан, на выборах нет выбраковки неудачных управленцев, на выборах нет реальной политической конкуренции, в ходе которой, с одной стороны, отбираются, а с другой стороны, тренируются и набираются опыта политики и так далее. За выборами оставлена только одна функция – легитимация власти. И поэтому выборы воспринимаются гражданами как политическое шоу, с одной стороны, когда все должны занимать и веселить, что-то обещать, а с другой стороны, выборы воспринимаются как нечто нужное скорее власти, чем гражданам, и поэтому отношение к ним соответствующее.

Вероника Боде: А каковы ваши наблюдения по поводу восприятия обществом нынешней парламентской избирательной кампании?

Николай Петров: Нынешняя кампания малозаметна. Власть сознательно, мне кажется, играет на понижение интереса к этим выборам, и она бессодержательна и первый раз проходит без каких-то серьезных врагов, как это было обычно. То есть власти не нужна особенно негативная консолидация, и она не может предложить и не хочет предлагать вариантов позитивной консолидации. Но мне кажется, выборы интересны. Интересны тем, что, я думаю, это выборы, которые завершают политическую эпоху, то есть следующие выборы будут принципиально другие, мы на них увидим других лидеров, потому что будет смена поколений, и другое наполнение тех партий, которые сейчас в выборах участвуют. Мне кажется, они будут гораздо более серьезными и из политического шоу, из шоуменов партии и их лидеры превратятся в реальные какие-то инструменты взаимодействия власти и общества. Мне кажется, что и правила игры будут другими, потому что изменится взаимоотношение между властью и обществом. Я думаю, что следующие выборы будут гораздо более и состязательными, и интересными, и привлекательными для власти.

Вероника Боде: Так думает Николай Петров, эксперт Московского центра Карнеги. По данным октябрьского опроса Левада-Центра, 35 % респондентов полагают, что на выборах в Госдуму в 4 декабря будет происходить реальная борьба за власть и места в парламенте. По мнению 48 % опрошенных, это будет лишь имитация борьбы. В то же время, 33 % граждан полагают, что предстоящие выборы могут изменить их жизнь и жизнь окружающих к лучшему, а 58 % россиян не склонны так думать.

Ирина Лагунина: Об исследовании общественного мнения, проведенном Левада-Центром, рассказывала Вероника Боде. Напомню, это регулярный опрос по этой тематике перед выборами, который Левада-Центр проводит на свои средства и по своей инициативе.
XS
SM
MD
LG