Ссылки для упрощенного доступа

Битва олигархов в лондонском суде


Участники судебных слушаний по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу
Участники судебных слушаний по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу
В Лондоне продолжается битва двух олигархов – судебные слушания по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. Березовский обвиняет экс-губернатора Чукотки в том, что тот заставил его с помощью шантажа продать значительно ниже рыночной стоимости принадлежавшие ему акции компаний "Сибнефть", "Русал" и ОРТ. Березовский требует у Абрамовича компенсации в 5,5 миллиарда долларов.

Всю прошедшую неделю в лондонском Высоком суде проходил допрос свидетелей со стороны ответчика. 14 ноября давал показания бывший глава администрации президента Александр Волошин, который сообщил, что передал Березовскому требование Путина прекратить использовать в своих политических целях ОРТ. Произошло это после резкой критики на телеканале поведения Путина во время гибели подводной лодки "Курск" в августе 2000 года. Волошин отрицал, что на Березовского было оказано давление. Однако у Бориса Березовского есть своя версия этого эпизода. В телефильме Александра Гентелева он вспоминает о встрече с Путиным и Волошиным в связи с деятельностью ОРТ:

– Путин позвонил мне, сказал, что надо встретиться. На этой встрече в Кремле был Волошин, глава администрации. Путин начал разговор с того, что ОРТ лжет, назвав женщин, которые были в кадре, проститутками, которых мы купили для того, чтобы опорочить его светлое имя. Он потребовал возврата моих акций ОРТ под его личное управление. Сказал: я сам буду управлять ОРТ. Я сказал: я никогда добровольно этого не сделаю. Это был последний разговор, мы разошлись, Путин ушел, остался Волошин. Я сказал Волошину: "Ну что, Саша, сейчас мы полковников привели к власти". Он сказал: "Я так не думаю". Хотя перед этим, за день до нее, готовясь к встрече с Путиным, он мне сказал, что я должен вернуть акции ОРТ под управление Путина, иначе я последую за Гусинским в тюрьму. Вслед за этим ко мне приехал Абрамович во Францию и сказал, что Путин предлагает эти акции выкупить. Я согласился. Согласился продать эти акции за пятую часть их стоимости Абрамовичу. Акции таким образом перешли под управление Абрамовича – Путина, – рассказал Борис Березовский.

Любопытные показания на прошлой неделе дала менеджер принадлежащей Абрамовичу инвестиционной комании Millhouse Марина Гончарова. Она рассказала, как в 1995 году переносила в сумке пять миллионов долларов наличными от Абрамовича к Березовскому. Деньги эти, по ее словам, нигде официально не проходили. Когда Березовскому требовались деньги, сообщила Гончарова, сотрудники "Газпромбанка" доставляли ей наличные в офис, и она отвозила их Березовскому. Так Абрамович расплачивался за крышевание своего бизнеса.

Выступивший в качастве свидетеля бывший глава финансовогого департамента "Сибнефти", а ныне директор футбольного клуба "Челси" Евгений Тененбаум подтвердил показания Абрамовича, настаивавшего, что он был единоличным владельцем компании "Сибнефть", и что у Березовского не было акций этой компании. Сославшись на бывшего партнера Березовского Руслана Фомичева, Тененбаум заявил, что тот оказался жертвой запугивания со стороны Березовского. По словам Тененбаума, Фомичев получил SMS, в которой говорилось: "Я знаю, что вы помогаете ему. Я за вами слежу. Я контролирую ваш телефон и скайп". Подписано это было, как сказал Тененбаум, "Доктор Зло". Фомичев, который не решился прибыть в Лондон, якобы сказал, что это было послание Березовского.

Всеобщее внимание прессы было приковано к допросу Олега Дерипаски 18 ноября. Глава компании "Безэл" давал показания по видеосвязи из Нью-Йорка, хотя накануне был в Лондоне и даже побывал на заседании суда. Адвокат Березовского Лоренс Рабиновиц пытался добиться от Дерипаски внятного рассказа о том, что происходило на встрече Абрамовича, Патаркацишвили и Дерипаски в марте 2000 года в лондонском отеле "Дорчестер". По версии Березовского именно тогда был решен вопрос о том, что ему будут принадлежать 25 процентов акций "Русала", который контролировался Дерипаской и Абрамовичем. Дерипаска отрицал, что в "Дорчестере" велись переговоры о деталях сделки по "Русалу", но не смог объяснить, почему на этой встрече присутствавал Борис Березовский. Он отверг утверждение Лоренса Рабиновица, что половина акций "Русала" принадлежала пополам Березовскому и Патаркацишвили и была передана их владельцами в трастовое управление. Дерипаска подчеркнул, что не стал бы вести с Абрамовичем переговоры о слиянии их алюминиевых активов, если бы не был уверен, что в них нет доли Березовского, с которым у него были очень неприязненные отношения.

Британская пресса задается вопросом: чем чреват проигрыш судебного процесса для Березовского и Абрамовича? Публикующий регулярные отчеты о слушаниях в Высоком суде обозреватель газеты "Дейли телеграф" Данкан Гардхэм в интервью РС так ответил на этот вопрос:

При проигрыше господин Абрамович потеряет огромные деньги – около шести миллиардов долларов. Это примерно половина его состояния. Для господина Березовского проигрыш грозит оплатой огромных судебных издержек – их сумма, конечно, несопоставима с потерей Абрамовича, но это тоже очень большие деньги. Он игрок и пытается получить на суде призовые деньги. Нужно учитывать, что его состояние намного меньше состояния Абрамовича; в фунтах это около пятисот миллионов против десяти миллиардов у Абрамовича.
XS
SM
MD
LG