Ссылки для упрощенного доступа

Капитал бежит из России


Фрагмент эмблемы Центрального банка России
Фрагмент эмблемы Центрального банка России
Отток частного капитала из России в октябре оказался лишь чуть меньше сентябрьского, когда он достиг максимума с начала года. А в целом с января по сентябрь чистый отток капитала из страны составил 64 млрд долларов, сообщил 18 ноября председатель Центрального банка Сергей Игнатьев. Это почти вдвое превышает показатель 2010 года в целом.

В октябре из России было выведено капиталов на 13 млрд долларов больше, чем ввезено. Большей разница за один месяц была в этом году только в сентябре – 14 млрд долларов.

Одной из главных составляющих стало, как и в сентябре, перераспределение активов в российской банковской системе, полагает главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова. По ее оценкам, примерно 8 млрд долларов, то есть около 60% всего чистого оттока капитала в октябре, составил отток "чисто банковский". Причем это стало результатом действий банков не в интересах клиентов, продолжает Орлова, а исходя из собственных финансовых позиций. В сентябре влияние этих операций также было значительным – примерно 40% всего чистого оттока капитала:

– Тем не менее, в общем объеме чистого оттока капитала за 10 месяцев года самую большую долю составляют операции компаний и предприятий – либо перевод средств за рубеж, либо покупка зарубежных активов. – То есть речь идет в целом именно о структурном оттоке, связанном с решением компаний, – подчеркивает Наталия Орлова.

Динамика текущих выплат по внешнему долгу российских компаний и предприятий, с одной стороны, и динамика покупок наличной валюты населением – эти два фактора также оказались весьма значимыми для темпов чистого оттока капитала из России в сентябре-октябре, а также в ноябре, считает главный экономист по России и СНГ британского банка HSBC Александр Морозов. Основные выплаты по внешнему долгу в течение этого года приходятся на четвертый квартал, но, понятно, компании и банки не ждут последнего момента и аккумулируют ресурсы для этих выплат заранее:

– Предварительные данные свидетельствуют не столько о том, что население активно покупает валюту, сколько о том, что оно перестало валюту продавать. Если раньше продажи валюты населением, по статистике притока-оттока, способствовали притоку капитала в страну, то теперь сокращение продаж становится для этой статистики фактором уже негативным, – отмечает Александр Морозов.

Еще примерно с середины прошлого года, как отмечали многие эксперты, российские компании-экспортеры стали возвращать в страну все меньшую часть своей валютной выручки – на фоне замедления темпов укрепления рубля, ранее – постоянного. Невозврат в страну валютной выручки также относится к категории оттока капитала из нее...

Однако вряд ли этот фактор можно относить к наиболее значимым, возражает Наталия Орлова. Речь идет главным образом об экспортерах нефти и газа, налоговая нагрузка на которых внутри страны особенно велика. Эта нагрузка, по ее мнению, не позволяет им оставлять за рубежом столь значительную часть своей валютной выручки, которая была действительно значимой для общей динамики оттока капитала.

В группе фундаментальных "внешних" факторов, влияющих на динамику оттока капитала из России, эксперты часто выделяют следующие. Во-первых, традиционный для периодов неблагоприятной экономической конъюнктуры в мире перевод международными инвесторами своих капиталов с развивающихся рынков в более надежные, с их точки зрения, активы в развитых странах. Во-вторых, отсутствие внешних источников финансирования для российских компаний и банков, за счет которых они могли бы привлечь новые кредиты, – например, для обслуживания своего внешнего долга.

К ним следует добавить еще один фактор, считает Александр Морозов, – в период с августа по октябрь отмечался отток из России средств ряда европейских банков через открытые в стране их дочерние подразделения, поскольку в Европе фондирование материнских банков было либо затруднительным, либо оказывалось значительно более дорогим. Однако если в целом говорить об оттоке капитала из России и его влиянии на российскую экономику, уверен эксперт, то нынешняя ситуация значительно отличается от той, которая сложилась в 2008 году:

– Главный канал распространения тогда мирового финансового кризиса на Россию – цены на нефть – сегодня не работает. Поэтому влияние происходящего ныне в Европе и во всей мировой экономике на Россию пока ограничивается лишь финансовым каналом, через отток капитала. Соответственно, последствия для России пока выглядят гораздо менее угрожающими, чем это было в 2008 году, – полагает Александр Морозов.

В 2009 году чистый отток частного капитала из России составил 57 млрд долларов, в 2010 году – 34 млрд. В 2011 году только за первые 10 месяцев отток капитала превысил его приток в страну на 64 млрд долларов.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG