Ссылки для упрощенного доступа

Бурение скважины в Охотском море


Ирина Лагунина: По данным российского отделения Фонда дикой природы (WWF), бурение скважины Первоочередная в Охотском море, которое ведет дочернее предприятие ОАО Газпром – компания Газфлот, проходит незаконно, без положительной экологической экспертизы проекта. В Газфлоте радио Свобода отказались комментировать эту информацию. Несмотря на то, что в дело вмешалась прокуратура Камчатского края, работы по бурению в Охотском море продолжаются. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Представители WWF в России пожаловались в прокуратуру Камчатского края на нарушения, с которыми, по их данным, ведется бурение скважины Первоочередная в Охотском море. Прокуратура провела проверку и выявила, что компания Газфлот начала проект, имея отрицательное заключение экологической экспертизы. Несмотря на позицию прокуратуры, бурение скважины продолжается, Газфлот письменно уведомил экологов, что их деятельность ведется в строгом соответствии с законом. Дочерняя компания Газпрома ссылается на положительное заключение повторной государственной экологической экспертизы, полученное 20 октября этого года. По мнению экологов, это заключение было выдано с нарушением закона, и они намерены его оспаривать. Получить комментарии в компании Газфлот мне не удалось. Вот что говорится на ее сайте:

В процессе проектных работ ООО «Газфлот» получает все необходимые согласования в территориальных и федеральных природоохранных органах, согласует размещение своих объектов в части учета их влияния на состояние водных биоресурсов в органах рыбоохраны. Все проекты получили положительные заключения Государственной экологической экспертизы в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также разрешения на бурение в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.Процедуру оценки воздействия на окружающую среду для всех своих проектов ООО «Газфлот» проводит с обязательным информированием общественности и организацией общественных обсуждений, руководствуясь следующими основными принципами:
- соучастия общественности, что является главным условием проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о хозяйственном развитии, осуществление которых окажет или может оказать воздействие на окружающую среду;
- открытости экологической информации – при подготовке решений о реализации хозяйственной деятельности используемая экологическая информация была доступна для всех заинтересованных сторон.

Любовь Чижова: Экологи утверждают, что бурение скважины Первоочередная в Охотском море проходит с целым рядом нарушений природоохранного законодательства и положений Водного Кодекса РФ. То, что работы начались задолго до получения какого-либо заключения государственной экологической экспертизы, подтверждает и Камчатская прокуратура, на которую ссылаются защитники природы. Руководитель Камчатского отделения WWF Сергей Рафанов сомневается в экономическом успехе проекта…

Сергей Рафанов: На данный момент никому, ни общественности, ни местным организациям природоохранным непонятно, насколько целесообразно осуществление такого проекта в зоне особой природоохранной ценности. Компания заявляет якобы о том, что будет обнаружен газ, проведет газификацию региона, однако шансов найти газ в этих местах не так уж много. Дело в том, что несколько лет назад примерно на этих же участках другая нефтегазовая компания Роснефть вложила очень много денег в разведку месторождений и строительства скважин. Но в итоге, сухой остаток, они ничего не нашли. Как ситуация будет развиваться на западнокамчатском шельфе, не совсем понятно. Найдут там газ, не найдут, может быть уже нашли. Вы правильно заметили, что какие-то комментарии получить от нефтегазовых компаний невозможно, потому что это полностью закрытый проект от общественности, от кого бы то ни было, что в принципе противоречит природоохранному законодательству.
Дело в том, что данный участок является повышенной природоохранной ценностью. Здесь места нагула и воспроизводства разного рода белых рыб, камчатского краба, которые являются основой существования, основой социально-экономического развития Камчатского края, прибрежных регионов, местных жителей. Заведомо осознавая потенциальную опасность реализации подобных проектов, мы все помним, что произошло в Мексиканском заливе, все на данный момент знают, что нет технологий, способных обеспечить безопасную разведку, безопасную нефтегазовую разведку на шельфах морей. Осознавая все это, компании, тем не менее, продолжают свою деятельность. Более того, удивляет тот факт, что именно помимо природоохранных организаций, помимо общественности, государства, государственные контролирующие органы, дали отрицательное заключение в сентябре, тем не менее, несмотря на это, компания более, чем два месяца, осуществляла бурение без каких-либо разрешений.

Любовь Чижова: Хочу уточнить, на сайте Всемирного фонда дикой природы есть информация о том, что Газфлоту удалось провести вторую экспертизу положительную, по результатам которой они проводят сейчас бурение. Что вы об этом думаете?

Сергей Рафанов: Во-первых, это не отменяет сам факт нарушения, так как повторная экологическая экспертиза прошла почти что через два месяца после того, как "дочка" Газпрома Газфлот начала бурение. Что касается повторной экологической экспертизы, то есть очень много вопросов. Первая экологическая экспертиза, которая выдала отрицательное заключение, государственная экологическая экспертиза, нам с трудом удалось найти документы и провести свою общественную экологическую экспертизу, которая работала в соответствии с законодательством Российской Федерации, то при повторной экологической экспертизе никаких документов предоставлено не было, не была дана возможность провести общественные слушания и повторную общественную экологическую экспертизу. То есть на данный момент мы не знаем, что было одобрено Росприроднадзором, нет никакой информации. Можно предполагать, что подавались те же самые документы без каких-либо изменений. Или какие-то изменения были, но какие, опять же непонятно. Я акцентирую внимание на том, что повторная экологическая экспертиза не отменяет сам факт нарушений.
Всемирный фонд природы пытается оспаривать результаты второй государственной экологической экспертизы. Что касается самого факта бурения, в результате тех действий, которые мы провели, на данный момент Камчатская природоохранная прокуратура инициировала проверку и подала иск на компанию Газпром и компанию Газфлот в Черемушкинский районный суд Москвы с просьбой признать незаконной деятельность этих компаний и требованием запретить строительство поисковых скважин.

Любовь Чижова: Это был руководитель Камчатского отделения WWF . Его коллега Алексей Книжников, возглавляющий программу по экологической политике нефтегазового сектора, рассказывает, что ситуация с бурением скважины Первоочередная в Охотском море не единична и лишь отражает общее положение дел в нефте - и газодобывающей отрасли.

Алексей Книжников: Конечно, это бывает нечасто. Мы считаем, что это вообще экстраординарный случай. И собственно, нам вдвойне кажется это вопиющим фактом. Потому что с одной стороны этот случай допущен нашими ведущими нефтегазовыми компаниями, которые давно работают не только в России, но и на западном рынке. Конечно, такое пренебрежительное отношение к российскому законодательству просто недопустимо. И в этой связи, когда эта вся история достигла своего апогея к началу ноября со всеми обращениями в прокуратуру с судебными исками против компании Газпром, мы вышли в средствах массовой информации с вопросом о том, что Газпром на самом деле допускает двойные стандарты. Потому что недавно 8 ноября произошло официальное открытие трубопроводной системы Северный поток для поставки природного газа из нашей страны в Европу по трубопроводу, проложенному через Балтийское море. И у нас, экологов, к этому проекту нет особых претензий ни с точки зрения экологической, ни с точки зрения того, как компания следовала наивысшим стандартам в том числе и по экологическим согласованиям, участия общественности. То есть компания продемонстрировала высочайший уровень при прокладке Северного потока. Но у нас в стране именно сейчас по этому проекту, по ряду других проектов компания демонстрирует совершенно другие стандарты, которые мы трактуем как двойные стандарты.

Любовь Чижова: Чем опасно такое бурение скважин без положительного заключения экологической экспертизы?

Алексей Книжников: Помимо формального нарушения закона, это опасно с точки зрения невоздействия. Потому что компания, несмотря на предварительные договоренности, которые мы на ранних стадиях вели с компанией о недопустимости работ именно на наиболее ценных мелководных участках шельфа в территориальном море до 12-мильной зоны, она нарушила эти договоренности. И отсутствие экологического заключения, отсутствие возможности общественности участвовать привело к тому, что компания начала бурение в самом ценном участке мелководья, который по нашим оценкам, по оценкам ученых в рыбохозяйственной отрасли должен быть вообще закрыт для такого рода работ. Мы сейчас подготовили, стараемся согласовать документацию по приданию особого статуса этим мелководным участкам акватории, рыбохозяйственной зоны защитной.

Любовь Чижова: Ваш коллега Сергей Рафанов, который возглавляет камчатское отделение Всемирного фонда дикой природы, в своем интервью сомневается в экономической целесообразности бурение скважины Первоочередная в Охотском море. Вообще как оценивается экономическая составляющая проекта бурения той или иной скважины?

Алексей Книжников: На самом деле я бы сейчас какие-то экономические выводы не делал бы. Потому что на самом деле именно разведывательное бурение и позволяет определить, достаточно ли запасов для коммерческого освоения. Но мы можем привести пример острова Сахалин, где действительно несколько проектов по разведочному бурению в результате закончились тем, что запасов было недостаточно и компании свернули свои работы по освоению работы на шельфе Сахалина. Вполне такое может случиться и здесь.

Любовь Чижова: Что вы можете сказать в целом об экологической политике российских нефте- и газодобывающих компаний, какую бы оценку поставили этим компаниям за их экологичность?

Алексей Книжников: Экологичность, конечно, существует. Но, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что как раз те компании, которые опираются на административный ресурс, которые имеют большую долю государственного участия в капитале, они позволяют себе в последнее время менее экологически ответственный подход. Это и компания Газпром, и Роснефть. И у тех, и у других за последний год мы наблюдаем вопиющие примеры. Роснефть просто шокировала нас теми показателями, которые она теперь имеет по утилизации попутного нефтяного газа. Они ухудшились примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Любовь Чижова: Что может изменить эту ситуацию?

Алексей Книжников: Я думаю, эту ситуацию должно изменить наше правительство, которое несет ответственность за наши государственные корпорации. Я думаю, должны быть сделаны выводы по линии Минэнерго, по-видимому, должен быть усилен менеджмент компаний и изменение корпоративной политики.

Любовь Чижова: Рассказывал руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF Алексей Книжников. Экологи намерены оспаривать бурение скважины Первоочередная в Охотском море, которое проводит компания Газфлот, в судебном порядке.
XS
SM
MD
LG