Ссылки для упрощенного доступа

Миллиарды Владимира Антонова и национализация банка Snoras в Литве


Belgium -- A machine counts and sorts out euro notes at the Belgian Central Bank in Brussels, 26Oct2011
Belgium -- A machine counts and sorts out euro notes at the Belgian Central Bank in Brussels, 26Oct2011
Ирина Лагунина: На днях правительство Литвы в экстренном порядке национализировало частный банк Snoras, который контролировал российский миллиардер Владимир Антонов.
Генеральная прокуратура Литвы обвинила предпринимателя и его партнеров в финансовых махинациях и объявила в международный розыск. Скандал распространился и на соседнюю Латвию, где арестовано руководство и счета одного из банков, совладельцем которого также является Антонов.
О ходе национализации Snoras в Литве рассказывает наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс.

Ирина Петерс: Решение о национализации банка Snoras со смешанным литовско-российским капиталом премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс назвал исключительным, касающимся только этого учреждения, и не влияющим на состояние финансовой системы республики. Несмотря на успокаивающие заявления официальных лиц - в том числе президента страны Дали Грибаускайте, поддержавшей правительство и считающей, что оно тем самым «предотвратило финансовую диверсию против Литвы» - в отделения банка сначала возник ажиотаж. Люди массово снимали деньги, банк пришлось временно закрыть. Сейчас его вкладчики могут снимать со своих счетов не более, чем по 500 литов в день. Генеральная прокуратура ведет досудебное расследование о возможных финансовых нарушениях в банке.
Временное администрирование Snoras, его аудит проводит зарубежный специалист в сфере финансовой реструктуризации Саймон Фрикли, в свое время, к стати, занимавшийся поиском банковских счетов Саддама Хусейна. Уже сейчас, до появления отчета Фрикли о состоянии дел в Snoras , представители Центробанка Литвы заявляют, что Snoras, судя по всему, управляли, нарушая закон и мошенничая. По их мнению, чтобы защитить собственность и бизнес вкладчиков от возможных убытков, и нужно было банк национализировать. Глава Центробанка Витас Василяускас высказал подозрения, что деньги в этом банке «ходили по кругу», и увеличение уставного капитала происходило за счет средств самих вкладчиков. Объявлено, что в финансах обнаружена «дыра» - не достает активов на сумму более 1 млрд литов.
Тем временем, находящийся за рубежом президент банка Snoras , его акционер Раймондас Баранаускас в интервью по телефону сказал, что не понимает, почему он и его партнеры заранее объявляются виновными. «Должна быть презумпция невиновности, мы в этом разберемся и попробуем отстоять свои позиции. Думаю, нам не разрешили работать». Баранаускас заметил, что Snoras является самым большим в странах Балтии нескандинавским банком. «Я полагаю, мы просто мешали» - заявил он, ещё на прошлой неделе обещавший приехать в Литву для разъяснений. Но на момент подготовки этого материала Баранаускас здесь так и не появился. И Генпрокуратура республики объявила руководителя - а также его партнера, основного акционера банка Snoras , российского миллиардера Владимира Антонова - в международный розыск.
Вместо самих бизнесменов, правда, появилось их официальное заявление, в котором, в частности говорится: "Предпринятые Литвой действия кардинально расходятся с правилами цивилизованного ведения бизнеса в демократических странах и нормами рыночной экономики. Они представляют собой по сути санкционированный государственными органами рейдерский захват одного из крупнейших частных банков Литвы. Эти действия вызваны следующими причинами: ухудшением финансового положения Литовской Республики на фоне новой волны кризиса в еврозоне, намерением решать государственные проблемы за счет частного бизнеса, стремлением не допустить усиления позиций в Литве успешного иностранного капитала, в том числе, российского, попытками на государственном уровне силовым путем решать проблемы обострившейся конкуренции в банковском секторе Литвы". Акционеры банка заявляют, что будут защищать свой бизнес, который "стоит перед угрозой принудительной национализации".
Раймондас Баранаускас и ранее заявлял о намерении судиться с правительством Литвы. На что премьер Кубилюс отреагировал так: "Это Литва будет судиться с акционерами банка Snoras".
Финансовый аналитик Екатерина Рояка в интервью Литовскому радио сказала:

Екатерина Рояка: Ситуация неоднозначная. Споры являются горячей точкой. Правительство и Национальный банк Литвы постарались предотвратить возможную финансовую махинацию. Некоторые операции в банке Snoras вызывали серьезные подозрения. Поэтому и были такие резкие решения, которые сотрясли участников финансовой системы. Для Литвы национализация частного банка – это прецедент, такого у нас еще не бывало. Банкротства были и, надо сказать, что банкротство – это самое неприятное, что может случиться. На данный момент защищены депозиты до ста тысяч евро стопроцентно, тем не менее, сам инцидент достаточно неприятный для самого президента и финансовой системы. Вкладчики в любом случае не пострадают. В течение 30 дней на любых счетах вернут эти деньги. Принцип работы любой страны в Евросоюзе, попадаем под ту же самую котировку. Ситуация, действительно, врагу не пожелаешь, но Национальный банк не пошел бы на такой глобальный риск, потому что им придется отчитываться не только перед аудитными компаниями, но и перед Еврокомиссией.

Ирина Петерс: Принято считать, что у капитала нет национальности, деньги не пахнут.

Екатерина Рояка: Национальность начинает проявляться в тот момент, когда начинается сильный отток финансовых средств, куда они оттекают. Именно это и случилось с банком Snoras, некоторые операции были слишком агрессивные, по крайней мере, по оценкам Национального банка.

Ирина Петерс: Комментарий председателя парламентского комитета по бюджету и финансам Кястутиса Главяцкаса:

Кястутис Главяцкас: Речь идет о черном держании капитала, который происходит из России и в России. Я так думаю. Это агрессивность большого масштаба спекулянтов финансовых, которые в России в основном сейчас работают.

Ирина Петерс: Представитель Центробанка Литвы Гералавичюс рад тому, что, несмотря на панику первых дней, вкладчики Snoras успокоились и текущие дела банка идут неплохо.

Гералавичюс: Да, это я с удовольствием должен подчеркнуть. И движение счетов, и движение вкладов, за которыми мы должны следить, как раз не отличается от средних пределов обычных движений. Более того, вклады физических лиц, жителей стабильны и не уменьшаются. Никаких изменений в худшую сторону.

Ирина Петерс: В этой истории есть и сомневающиеся в правильности шага правительства. Например, член сейма Юлюс Весялка по этому поводу сказал: "За молниеносными действиями правительства Литвы, Сейма и президента республики по национализации нелитовского банка скрыта хорошо спланированная и многоходовая операция. Вряд ли кто-то готов поверить, что в стрессовой ситуации Центробанк, правительство смогли бы сработать столь четко. И парламент физически не мог бы подготовить поправки к закону о банковской системе лишь за одну ночь. Тем не менее, так и было!".
По мнению Весялки, это говорит о том, что операция проходит по заблаговременно составленному сценарию.
Говорит представитель оппозиции в литовском Сейме Валентинас Мазуронис.

Валентинас Мазуронис: Главный вопрос – были ли реальные факты, опираясь на которые, нужно было делать такой жесткий шаг, национализировать банк. Но я не слышал никаких предъявленных обвинений. Если этот банк точно занимался черными делами, были потоки куда-то – это тогда правильный и своевременный вопрос. Если этого нет, будет совсем другая оценка.

Ирина Петерс: Представители Центробанка Литвы в одном из своих заявлений назвали Владимира Антонова и Раймондаса Баранаускаса «людьми небезупречной репутации». Объяснения этому можно найти, например, в недавней статье газеты Moscow Post, намекающей на то, что эти люди могли осознанно готовить Snoras к банкротству. Что, как известно, является уголовно наказуемым деянием. "Этот скандал может коснуться и России, – пишет газета – ведь обеспечение активов в этом случае осуществлялось за счет недостроенных объектов недвижимости в Москве. Владимир Антонов использовал средства подконтрольных ему российского Инвестбанка и литовского Snoras для финансирования своего автомобильного бизнеса. Он приобрел долю в фирме Spyker, а та в свою очередь – в шведском автоконцерне SAAB. Деньги заимствовались у банков путем кредитования технических фирм-однодневок под ничем не обеспеченные залоги".
Прямо противоположную картину рисует латвийская газета "Телеграф", считающая, что "Литва последовательно убивала банк Snoras, один из самых успешных в балтийском регионе. Этот банк – пишет издание – отобран у собственников и национализирован Литвой буквально за пару часов". "Телеграф" делает вывод, что российского предпринимателя Антонова сознательно и без серьезных оснований вытесняют с европейского финансового поля, при этом используя то, что он на этом поле создал.
Тем временем член Сейма Литвы Даля Тейшерските напоминает, что с банком Snoras давно "что-то было не так".

Даля Тейшерските: Разговоры шли очень давно. И неосторожность, не думать о том, что потеряет рядовой вкладчик – это наша ошибка. Центральный банк обязан следить за тем, что творится во всех коммерческих банках. Просто слишком долго спал, виноват перед литовскими вкладчиками.

Ирина Петерс: Из заявлений акционеров Snorasa Антонова и Баранаускаса, они обвиняют литовское правительство, называют все, что произошло, рейдерским захватом их бизнеса.

Даля Тейшерските: Стыдно слушать их. Уже доказано, что очень много проблем в этом банке. И я не думаю, что правительство взяло бы на себя такую ответственность. Это было бы слишком рискованно. Правительство, слава богу, не разрешило до конца "справиться" с вкладчиками. По силе своих возможностей решило спасать. По-моему, это похвально.

Ирина Петерс: Последние события вокруг банка Snoras разворачиваются стремительно, сообщения на эту тему поступают, будто военные сводки: литовской полицией арестован автомобиль супруги Баранаускаса, из машины женщина была высажена прямо на дороге, самому Баранаускасу и его партнеру Антонову прокурорами Литвы предъявлены подозрения в ведении « черной бухгалтерии», присвоении средств и подделке документов, в соседней Латвии арестовано руководство Latvijas Krajbanka, который также контролировался Антоновым…
И ещё – о тех вкладчиках Snoras , которые уже сейчас страдают от этих пертурбаций. Банк принимал активное участие в финансировании европейских проектов в Литве. Многие предприятия, компании открывали кредитные линии. "Сейчас – рассказывает один из бизнесменов – все остановилось. А ведь земля уже куплена или взята в аренду, здания построены, оборудование заказано…". Существует, как минимум 100 литовских предприятий, которые покупали облигации банка или хранили вклады, превышающие 100 тысяч евро. Сейчас они могут потерять миллиарды литов. У некоторых предприятий уже нет возможностей выполнять свои финансовые обязательства, и, как сообщается, вскоре они остановятся у черты банкротства. "Бизнес-системе нужны серьезные гарантии, чтобы выдержать столь мощный и неожиданный удар", - считают эксперты.
В среду и в четверг в Литве – а теперь и в соседней Латвии тоже - с особым нетерпением ожидают выводов специалистов, проводящих аудит в банке Snoras, дальнейшую судьбу которого потом будет решать Центробанк и правительство.
XS
SM
MD
LG