Ссылки для упрощенного доступа

"Сталкер": школа прав человека


С 10 по 15 декабря в московском Доме кино в 17-й раз пройдет Международный фестиваль фильмов о правах человека "Сталкер".

В программе, как всегда, конкурс игрового и неигрового кино, а также тематические показы: "Кино на защите прав беженцев", "Кино на защите прав женщин", "Кино о толерантности"... Всего представлено 123 фильма. В жюри входят лауреаты фестивалей прошлых лет, параллельно с ними работает жюри правозащитных организаций. Вход на все кинопоказы бесплатный, пригласительные билеты можно получить в Доме журналистов или заказать на сайте.

Фестиваль открывает картина Игоря Волошина "Бедуин", а закрывает лента Авдотьи Смирновой "Два дня". Специальный приз "Сталкер" за права человека" вручается героям документальных фильмов. В этом году лауератами стали: Леонид Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии, Лариса Афанасьева - руководитель "Упсала-цирка", занимающегося социальной адаптацией трудных подростков, а также Римма Хадиева - студентка художественного факультета специализированного Института искусств.Этим людям посвящены фильмы: "Леонид Рошаль. Без лишних слов", "Цирк" и "Крутая Римма"


- Это фестиваль неравнодушных людей, - говорит актриса Елена Цыплакова, которая всегда принимает участие в работе жюри. - Господь через пророков сказал: "Будьте или горячие, или холодные. Теплых изблюю вон". Здесь собирается народ горячий, те, кто старается делать что-то для других, а не только для себя. И главное - то, что на фестивле показывают фильмы которые касаются очень серьезных тем...

* * *
В конкурсной программе - 46 документальных и 17 полнометражных игровых фильмов. Среди них - "Мой папа - Барышников". "Громозека", "Сердца бумеранг", " Дом", "Сибирь. Монамур", "Чужая мать", " Не понимаешь? Поймешь", "Дом ветра" , "Охотник" ( это российские фильмы), "Презумция согласия" (совместное производсто России и Таджикистана), "Мне без тебя не жить" (Грузия), "Рай для мамы" (Казахстан), "Письма ангелу"(Эстония)... Говорит отборщик программы Светлана Хохрякова:

- С одной стороны, нам нужны были картины, которые соответствуют заданной теме, с другой стороны, хотелось, чтобы они отвечали художественным критериям и не были совершенно беспомощными. В конкурсную игровую программу вошли все основные фильмы, о которых много говорили. Все-таки, "Сталкер" - это некое подведение итогов года...

Эксперт Ирина Гращенкова посмотрела 200 документальных фильмов:

- Реальность очень быстро меняется, и игровое кино не всегда за этим поспевает. Документальное кино гораздо более мобильно. Кроме того, фестиваль "Сталкер" это непрерывно работающая школа прав человека. Именно неигровое кино есть наиболее демократическая, доступная и убедительная школа. Реальные события, настоящие подлинные персонажи жизни, острые проблемы. Картины нам присылают интересные, но далеко не все они подходят именно правозащитному фестивалю. Не всякое социально ориентированное кино можно считать правозащитным.

- Чем отличается социальное кино от правозащитного?

- Социальное кино может быть просто зарисовкой реальности, и в нем могут быть факты нарушения прав, но не в этом главный смысл фильма. А главный смысл правозащитного фильма - показать права человека, их нарушение, формы защиты прав человека целенаправленно. Чтобы после просмотра можно было сказать: "Я выучил этот урок. Теперь я знаю, каковы права ребенка, или права многодетной семьи, или права беженцев".

- В этом году в программе фестиваля очень много фильмов, в названии которых есть слово "дом". Чем это можно объяснить?

- Я думаю, что это связано с ощущением бездомности. Бездомности не только, как отсутствия крыши над головой, но в более общем значении слова. Дома - как ниши, в которой тебе удобно. Дом - одно из основополагающих понятий. Это может быть пещера первобытного человека, а может быть невероятный небоскреб современного миллионера. Но ощущение дома было всегда, а сейчас оно утрачивается. Поэтому его кодируют в названии самых разных фильмов, - полагает Ирина Гращенкова.
XS
SM
MD
LG