Ссылки для упрощенного доступа

Писатель Борис Акунин - о том, как называется то, что происходит сейчас в России


Борис Акунин
Борис Акунин
В ночь на 19 декабря хакеры взломали блог писателя Бориса Акунина. Из его сетевого дневника пропали все записи. Взамен появилась другая, содержащая оскорбления в адрес писателя. Впрочем, администрации LiveJournal Russia заверила, что доступ к к аккаунту и все удаленные записи с комментариями будут восстановлены в кратчайшие сроки.

Напомним, Борис Акунин – один активных участников митинга 10 декабря на Болотной площади, а также член оргкомитета митинга 24 декабря. На вопрос о том, какой он представляет свою роль в этом движении, и возможно ли, что через какое-то время он возглавит некую общественную организацию, в интервью Радио Свобода Борис Акунин рассказал следующее:

– Я не представляю себя в качестве "лидера" общественно-политического движения и не хочу этого. Сейчас это движение только делает первые шаги. Как историк по образованию, я очень хорошо себе представляю, что может последовать за всем этим. Сейчас мы находимся в том эволюционально-психологическом периоде, когда люди еще совсем не политизированы и не хотят слушать представителей никаких политических партий. Они все вместе образуют колоссальную партию беспартийных. Часто на этом этапе более или менее серьезную роль играют деятели культуры – люди готовы их слушать. Но проходит какое-то время, общество политизируется, и вчерашние трибуны становятся не нужны, на арену выходят профессиональные политики. Никакой своей особенной роли в этом процессе я не вижу, просто стараюсь как можно более честно говорить или писать – слава богу, есть такая вещь, как блог.

– Движение "За честные выборы" очень разнородно. Скажем, на Болотной площади среди прочих были и знамена националистов. У вас есть какая-то сформулированная позиция по поводу такого соседства?

– Я думаю, пока есть ощущение общего для всех этих разных людей оппонента, все так и будет. Власть настолько неумно себя ведет, что она настроила против себя самые разные слои общества. У всех возникло ощущение общего врага, что меня вовсе не радует. Конечно, это протестное движение весьма пестрое, можно даже сказать броуновское. Каждый агитирует на своем участке поля, но это нормально, в этом есть что-то очень здоровое.

– Наблюдатели говорят, что "арабская весна" и, как теперь называют нынешние события в России, "русская зима", продемонстрировали широкие возможности социальных сетей. С их помощью можно быстро выводить людей на улицы, причем без каких бы то ни было лидеров и политических программ. Однако затем на волне этого протеста победу может одержать тот, у кого есть организованная политическая структура. Как, например, в Египте, где первой начала протесты образованная городская молодежь, однако на парламентских выборах выиграли исламисты.

– Я могу гарантировать, что в России исламистская партия не победит в любом случае. Вообще, сравнение нашей ситуации с ситуацией в арабских странах в высшей степени некорректно и поверхностно. У нас происходят совсем другие процессы. Та внутренняя трансформация общества и общественного сознания, которая продолжалась двадцать лет, достигла некоей ступени, которую можно охарактеризовать как формирование нормального гражданского общества. В Москве, например, люди вышли на улицы ведь не потому что им плохо живется, не потому что им нечего есть или у них нет работы. Достаточно только взглянуть на эту толпу, чтобы понять, что у этих людей, в общем, все нормально в жизни. Просто у них появилась потребность чувствовать, что они живут в своем городе, в своей стране – и ничего революционного в воздухе там не витает. Опасность революции может возникнуть лишь в том случае, если власть поведет себя по-идиотски и перейдет к жесткому сценарию. Вот тогда все эти чудесные молодые люди (а больше половины людей на площади были студенческого возраста), сильно радикализируются.

– Вы отвергли аналогию с арабским миром. У вас есть какая-то другая историческая аналогия?

– Я об это думал, но ничего в голову не пришло. Аллюзии на 68-й год в Европе, о котором говорят некоторые мои друзья, мне кажутся несостоятельными. Сейчас происходит нечто противоположное – какое-то движение внутри среднего класса, который на Западе считается мещанским, скучным и апатичным, у нас же в России средний класс – революционный. Вообще, всякий новый класс, который появился недавно и находится в процессе формирования, всегда революционный. То, что мы сейчас наблюдаем, это, на мой взгляд, начало мирной революции "белых воротничков". Я даже не знаю, с чем это можно сравнить. В России иногда происходят процессы, к которым трудно подобрать какие-то аналогии, параллели в истории. У нас все-таки очень интересная, специфическая страна.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG