Ссылки для упрощенного доступа

Зимний солнцеворот


Политическая активность в российской блогосфере растет уже несколько недель. Несмотря на то обилие обсуждаемых сценариев, скандалов и разоблачений, многие признаются в усталости от излишней политизации, тем более что ее результаты пока остаются весьма туманными. Пишет колумнист Ленты.ру Алексей Пономарев:

Друзья, признаюсь, у меня накипело. Не сочтите это мещанским брюзжанием типа "не мешайте мне наряжать елку, пока вы спасаете страну", но действительно ведь раздражает. Включаешь утюг, а там, представьте себе, Путин. А в придачу к нему: переполненная Болотная площадь, одухотворенный гражданский протест, нужен перепост, сообщество вконтакте, инициативная группа в фейсбуке, смешные и не очень видеоролики про выборы... Знакомые и родственники жалуются, что им снятся сбежавший из Азкабана злой волшебник Чуров, Тот-Кого-Нельзя-Называть собственной персоной, массовые вбросы, справедливые (или либерально-демократические) единоросы и прочие контрацептивы на злобу дня. Социальные сети утратили привычный облик внутрикомпанейской светской хроники, теперь там муссируется только одна тема: как нам обустроить Россию. Политика в различных проявлениях стала главной и неизбежной темой для разговоров во время семейных обедов, романтических свиданий, празднования дней рождения, не говоря уже про поездки в такси. От нее неиллюзорно тошнит. Даже девочки всерьез обсуждают, составит ли Прохоров реальную (или все же мнимую!) конкуренцию Путину и дадут ли выдвинуться в президенты Навальному. Онлайн кишит политикой, оффлайн состоит из нее на 99 процентов. Я, пожалуй, удалю себя из фейсбука, чтобы не смотреть больше ваших остроумных лего-роликов. Удалю из твиттера, чтобы не читать этих бесконечных революционных ретвитов. Запрещу приглашать себя в любые группы и на все события, а также массово отмечать на агитационных картинках вконташечке. Не буду больше говорить о политике, хотя бы во время приемов пищи. И постараюсь в субботу прийти на проспект Сахарова, конечно.

Размышляя о роли блогосферы в современной политике, петербургский поэт и критик Павел Арсеньев приходит к выводу, что мобилизация посредством твиттера по большей части самообман. В колонке на портале Openspace он пишет:

Почему, узнавая о том, что ваш соратник или просто известный вам человек, политический заключенный, умирает, объявив голодовку, вы не торопитесь его спасать, устраивать пикеты у тюрьмы или даже организовывать побег? Если раньше об этом можно было узнать только из подпольного издания, то сегодня вам достаточно прочитать об этом в своей ленте несколько раз и, возможно, "поделиться с друзьями", чтобы ощутить растущий резонанс и торжествующую электронную справедливость. И потерять всякий интерес как к "уже прочитанному". Сеть стала не формой мобилизации, а формой моральной индульгенции. Все пресловутые "выходы ленты фейсбука на улицу" являются лишь робкими набегами в реальность, впоследствии с лихвой возвращающими дань залу виртуальной славы. Если раньше новость о революции была способна мгновенно воспламенить узнавших о ней, сегодня, несмотря на всю скорость и красочность информации, революции могут рассчитывать только на перепост. Словом, всеобщая эйфория, связанная с сетевой демократией и общественной мобилизацией, мягко выражаясь, удивляет. Подъем общественного настроения уже окрестили "революцией фейсбука и твиттера", основное разграничение, однако, пока носит не политический (между левыми и либералами или как-либо еще), но технологический характер и проходит между теми, кто о ней (революции) знает, и теми, кто пока еще не обновил свой статус.​

***
Чем ближе 3 января, тем чаще в американских политических блогах упоминается Айова – штат, где проводится первый этап голосования в ходе президентских выборов, как правило, задающий тон дальнейшей кампании. В ходе так называемого Съезда фракций в Айове делегаты и активисты обеих партий выдвигают наиболее вероятных кандидатов в президенты. По данным последних опросов жителей штата, среди кандидатов от республиканской партии лидирует конгрессмен от Техаса Рон Пол. Состояние ошеломленности, в котором пребывают республиканские политики и комментаторы, хорошо передает запись Джоэла Акенбака в блогах Washington Post:

С астрономической точки зрения, солнцеворот должен произойти в четверг, но когда я сегодня взглянул, как солнце пытается подняться над горизонтом, мне показалось, что у него явно поворотное настроение. Говорят, у Рона Пола все шансы выиграть не только в Айове, но и Нью-Гемпшире. Вот только одна проблема: никакой он не республиканец.
Нет, я знаю, что формально он принадлежит к республиканской партии. Но с точки зрения программы, он либертарианец (с маленькой буквы «л»). Его антиправительственная риторика может пересекаться со взглядами членов Партии Чаепития, но когда он рассуждает о внешней политике, складывается впечатление, что перед нами Деннис Кусинич или Ноам Хомский. Если Рон Пол все же проиграет, то не потому, что его остановят влиятельные республиканцы, а потому что, послушав его, простые избиратели-республиканцы придут к выводу, что у них с ним нет ничего общего.

Эрик Эриксон в своем "Дневнике" на республиканском сайте The Red State не решается возлагать вину на солнце, но утверждает, что с ума сошла сразу вся партия:

Республиканская партия обезумела. Последние три года мы только и делали, что пытались остановить продвигаемую Обамой реформу здравоохранения. Два года мы ходили на демонстрации против социализации медицины и финансовой программы по выкупу проблемной недвижимости у банков. Взгляните теперь на двух наших ведущих кандидатов. Они оба поддерживают реформу и оба голосовали за выкуп недвижимости.

Рич Лоури на сайте National Review едва ли не угрожает избирателям Айовы:

Участники голосования в Айове очень дорожат своей особой ролью в процессе номинации кандидатов в президенты. Если они отдадут победу Рону Полу, их просто перестанут воспринимать всерьез.

Один из читателей блога Эдрю Салливана The Daily Dish в связи с обвинениями, что Рон Пол пытается "урвать" победу в Айове, резонно замечает:

Рон Пол – единственный из ведущих кандидатов, кто занимается традиционной агитацией в Айове: он приехал в штат и лично участвует в кампании. Если встречаться с избирателями и пытаться убедить их в правильности своей программы означает "урвать победу", то побольше бы нам таких рвачей.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG