Ссылки для упрощенного доступа

Кто займется здоровьем россиян?


В 2012 году в России начинает действовать новое законодательство в области здравоохранения. Закон стал, пожалуй, одним из самых обсуждаемых в 2011 году, а наиболее острые дискуссии разворачивались вокруг норм, связанных с введением платной медицинской помощи, суррогатным материнством, возможностью проведения эвтаназии и производства абортов. По мнению наблюдателей, некоторые наиболее одиозные нормы, все-таки из окончательной редакции закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" были удалены, но множество спорных положений осталось.

Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации его разработчики называют базовым нормативным актом для всей российской системы здравоохранения. По идее авторов, он должен не только установить правовые основы регулирования этой сферы, но и усовершенствовать, сделать доступной и качественной медицинскую помощь гражданам, а также защитить права пациентов и медработников. Чтобы сделать его таковым, законодатели предусмотрели введение дефинитивного аппарата. В переводе на общепонятный русский – дали четкие определения таким, например, понятиям, как "медицинская помощь", "лечение", "заболевание" и так далее. Закон декларирует доступность и качество медпомощи, недопустимость отказа в ее оказании и соблюдение врачебной тайны. Широко рекламируются положения закона, закрепляющие за гражданами право выбирать врача, запрещающие эвтаназию и легализующую суррогатное материнство. Как серьезное достижение преподносятся нормы, запрещающие врачам и фармацевтам принимать подарки от производителей медицинских препаратов и то, что в законе вводится понятие орфанных, то есть очень редких заболеваний. Но, несмотря на это, закон, по которому, начиная с 2012 года, россиянам предлагает лечиться и лечить, медицинское сообщество, мягко говоря, критикует. Говорит член исполкома Пироговского движения врачей России Юрий Комаров:

– Закон должен действовать на многие годы вперед, а здесь перспективы никакой нет. Все сводится к оказанию медицинской помощи, а речи об охране здоровья не идет, хотя именно этим должно заниматься государство: улучшать качество питания, окружающей среды, жилья – список можно долго продолжать. Вся охрана здоровья сведена лишь к оказанию медицинской помощи. Получается, государство сваливает все на отрасль: мол, это они виноваты, а мы тут вообще не причем. Таким образом, у государства вообще нет никакой ответственности, какие-то невнятные полномочия есть, а ответственности нет.

Есть в законе и множество откровенных ляпов, которые среди врачей уже расходятся чуть ли не как анекдоты:

– Раньше считалось, что сроки беременности может определить сама женщина или врач, к которому она обратилась. Теперь же сроки беременности должен определять уполномоченный орган федеральной исполнительной власти – есть статья, в которой это прописано. Другой пример: в законе появилось такой понятие, как "лечащий врач". Что это означает? Допустим, я врач, иду по улице и вдруг вижу, кому-то плохо. По новому закону я не имею право оказать помощь этому человеку, потому что я не его лечащий врач. Очевидно, что закон писали абсолютно некомпетентные люди, - говорит Юрий Комаров.

Еще на стадии законопроекта вокруг некоторых норм закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации шли настоящие баталии. Так, например, феминистки возмутились предложению депутатов ввести норму, согласно которой женщины, решившие делать аборт, должны брать согласие на проведение этой операции у своих мужей. Это и другие, наиболее одиозные положения из закона в итоге убрали, но повод для опасений за права женщин остался. Говорит активистка инициативной группы "За феминизм" Наталья Биттен:

– Прошли две осложняющие жизнь женщин поправки. Первая – это так называемая "неделя тишины", когда на срок от двух до семи дней женщин вынудят откладывать необходимую им операцию. А вторая – это то, что врач может отказаться от проведения этой операции по так называемым "убеждениям". Мы считаем, что это будет способствовать развитию коррупционных схем. Потому что закон не обязывает клинику предоставить женщине другого врача, взамен отказавшегося. Мы также опасаемся, что поправки, которые не прошли в законе, министерство здравоохранения будет вводить методом подзаконных актов. Во многих регионах уже распространяется практика так называемого "доабортного консультирования", которое на самом деле можно расценивать как психологическую пытку по отношению к женщинам. Их будут убеждать в том, что они совершают преступление, что может привести к росту суицидов и криминальных абортов.

В свою очередь юристы от медицины обращают внимание на то, что в законе об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации медицинские, а вовсе не правовые категории становятся отправной точкой нормативного акта. Декларативность большинства его положений делает закон невыполнимым, не говоря уже о том, что некоторые нормы этого документа, по мнению юристов, противоречат Конституции и многим ратифицированным Россией международным конвенциям, например, этот закон фактически легализует платную медицинскую помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.
XS
SM
MD
LG