Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Вадим Дубнов - о миротворцах на Днестре


Российское военное присутствие в Приднестровье, как здесь принято считать, восходит временам Суворова
Российское военное присутствие в Приднестровье, как здесь принято считать, восходит временам Суворова
Правительство Молдавии 5 января провело выездное заседание в селе Кошица близ линии разграничения с непризнанной Приднестровской республикой, демонстрируя повышенное внимание к обострившейся ситуации в кризисной зоне. 1 января российский миротворец из состава международных сил непреднамеренно застрелил на блокпосту мирного жителя, который, по версии командования миротворцев, отказался подчиниться приказу постового. Стороны по-разному оценивают случившееся и дают разные оценки перспектив развития ситуации.

Поводом для выездного заседания правительства стали акции протеста жителей нескольких сел региона в связи с инцидентом, произошедшим на пропускном пункте в Вадул-луй-Водэ, в результате которого погиб 18-летний Вадим Писарь. Жители нескольких сел из зоны безопасности в течение нескольких дней протестовали у миротворческого поста, требуя ликвидации постов, расположенных в зоне безопасности.

В среду Вадим Писарь, застреленный 1 января российским миротворцем, был похоронен в своем родном селе Пырыта Дубоссарского района. Проводить юношу в последний путь пришли сотни жителей села, политики, представители гражданского общества. В результате похороны переросли в масштабную акцию протеста против присутствия иностранных войск на территории станы.
По мнению известного молдавского правозащитника Иона Маноле, который также присутствовал на похоронах Вадима Писаря, инцидент крайне негативно сказался на репутации российских миротворцев:

- Российский солдат стрелял в безоружного человека сзади. Это не делает чести всей российской армии.

- Как вы представляете себе дальнейшее развитие событий?

- Ситуация накалена, по крайней мере, в населенных пунктах на левом берегу, которые находятся под юрисдикцией конституционных молдавских властей. Получается, что между двумя регионами Молдавии стоят иностранные вооруженные люди. Представьте себе, что между Московской и Тульской областью стоят иностранные военные. Мы еще в 2005 году требовали, чтобы эти посты перенесли. Людям не дают свободно передвигаться к своим земельным угодьям. Соглашение 1992 года, подписанное Россией и Молдавией, (ни в коем случае не Тирасполем), гарантирует в этой зоне свободу передвижения. Получается, что основной документ, который регламентирует жизнь в зоне конфликта, нарушается Российской Федерацией, потому что Российская Федерация осуществляет контроль на этих миротворческих постах. А сразу за этими постами появились уже посты незаконных формирований, - отметил Ион Маноле

Накануне Объединенное военное командование решило, что на миротворческом посту в Вадул-луй-Водэ службу будут нести не семеро, а четверо военнослужащих. Также были убраны бетонные блоки возле поста.

Миротворческий контингент с международным статусом был учрежден на линии разграничения между Молдавией и непризнанным Приднестровьем после окончания там боевых действий и вывода с территории бывшей Молдавской ССР подразделений 14-й армии, которой командовал генерал Александр Лебедь. С той поры изменился и формат миротворческой операции, и сама ситуация на спорной территории - полагает обозреватель РС Вадим Дубнов.

- Со времен генерала Лебедя и на линии конфликта, и в Кишиневе, и в Тирасполе сменилась уже не одна эпоха. Изменился сам формат миротворческой операции. Россия потеряла монополию на миротворчество, Украина, которая довольно пытается все более активно участвовать в этом процессе, тоже представлена в миротворческих силах. И, самое главное – сама операция в том смысле, в котором к таким операциям принято относиться в зонах подобных конфликтов, давно потеряла свой первоначальный смысл. Здесь линии фронта нет, граница прозрачна, и миротворцы выглядят этакой декорацией к тому историческому действу, которое развернулось здесь почти 20 лет назад.

- А зачем они тогда нужны? Никто не ставит вопрос о прекращении миротворческой операции?

- Ставят, и в первую очередь, конечно, в Кишиневе. Но это тоже делается достаточно ритуально, как и многое в этом конфликте, потому что сам конфликт очень двусмысленный. С одной стороны, все атрибуты конфликта налицо – есть, с одной стороны, сепаратисты, есть, с другой стороны, стремление к восстановлению территориальной целостности, есть посредники, есть переговоры. Но, помимо этих формальных вещей, есть вполне неформальное единство этой территории, бизнесмены Приднестровья регистрируются экономическими агентами Молдавии, одной из лучших команд футбольного чемпионата Молдавии является приднестровский "Шериф". Да и география здесь довольно лукава. Злополучный инцидент на блокпосту это показывает: молодой человек же ехал в родное село, которое расположено за Днестром, но при этом находится под юрисдикцией Молдавии. Точно также есть ряд населенных пунктов, например, Бендеры, которые находятся на правой стороне, но находятся под юрисдикцией Приднестровья. И когда проезжаешь через эти миротворческие посты, которые должны олицетворять линию фронта, видно как неестественно смотрятся здесь хмурые люди в камуфляже.

- А поголовная проверка документов осуществляется?

- Проверка документов, как принято на границе, осуществляется, но миротворцы тоже ни при чем. Этим занимается МВД Молдавии, соответствующие службы Приднестровья.

- Но вот произошел этот трагический инцидент - как в пьесе: если ружье висит на стене, то рано или поздно оно выстрелит. Чем все это может кончиться? Может начаться какой-то новый этап переговоров об изменении формата операции или ее прекращения вообще?

- Мне кажется, что весь ресурс возможных изменений уже исчерпан достигнутым компромиссом: принято решение о сокращении количества военнослужащих на том посту, где это случилось, и, не исключено, аналогичные подходы будут в какой-то степени распространены и на других постах. Молдавия, конечно, будет по-прежнему требовать переформатирования миротворческой операции в принципе, и будет формально поддержана другими участниками процесса урегулирования в формате "5+2". Но никаких революций в этом вопросе не произойдет. Россия, чтобы сбавить градус полемики, которая сейчас, как и случившийся трагический инциденг, ни в чьи планы не входит, пошла на это сокращение миротворцев, и, я думаю, в конечном счете, это всех удовлетворит. И едва ли где-то, в частности в Молдавии, это станет поводом к серьезному политическому кризису. Есть, конечно, немало конспирологических домыслов по поводу того, что случилось, но большинство сходится в том, что трагедия носила не политический, а вполне бытовой характер.

- Какой формат миротворческой операции предлагает Кишинев?

- Кишинев предлагает вообще переформатировать это миротворчество, заменив военных гражданскими силами, под международным контролем. Но и это он делает все так же формально, прекрасно понимая, что сегодня это невозможно, что для России, которая все больше теряет в процессе урегулирования свои монопольные позиции, сохранение даже того формата, который есть, очень важен.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG