Ссылки для упрощенного доступа

Реформа образования ждёт лидера


Значительная часть российских вузов обучает "троечников"?
Значительная часть российских вузов обучает "троечников"?
В минувшем 2011 году доступность качественного образования и конкурентноспособность на международном рынке, как доказательство этого качества, стали одним из главных лозунгов, под которыми проводились реформы, в том числе законопроект об образовании. Действительно, в результате проведенных исследований стало понятно, что значительная часть российских вузов обучает "троечников", и только треть программ лучших университетов - Московского и Санкт-Петербургского - может считаться качественной. Какие результаты были достигнутв в прошлом году и какие надежды внушает 2012?

Эксперты признали, что качество обучения – самое слабое место в российской школе – и профессиональной, и общеобразовательной­. Правда, в 2007-м, когда проводилось международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), российские школьники оказались среди лучших. Именно этим ребятам в 2012 году предстоит принять участие в другом тестировании – PISA (Programme for International Student Assessment), где до сих пор россиян демонстрировали результаты ниже среднего. Что касается вузов, то подавляющее большинство окончательно перешли на двухступенчатую систему подготовки, сохранив, правда, при этом еще и специалитет.

Негосударственным институтам обещана государственная поддержка в виде бюджетных мест. Какие перемены ожидаются в этом сегменте российского образования?

­- Нам обещали в 2012 году, что мы опять выбьемся в лидеры и по позициям вузов в различного рода мировых рейтингах, и по экспорту образования, - рассказывает председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов. - Позиции в рейтингах, мягко говоря, оптимизма не внушают, потому что только пять вузов вообще могут рассчитывать на то, чтобы войти в шанхайский рейтинг, потому что это те вузы, которые имеют статьи в ведущих мировых журналах, у которых импакт-фактор выше, чем 15 (Impact Factor - общепринятый количественный показатель важности научного журнала - РС ). Но среди этих вузов есть и негосудрственные. А как же те вузы, которые обласканы огромными финансовыми вложениями со стороны государства?

- Но кроме того, идет речь о том, что в негосударственные вузы пойдут бюджетные деньги на бюджетных студентов. Насколько я помню, такая история уже предполагалась.

- Предполагалась еще 10 лет назад, что это будет решено. Но до сих пор этого нет. В одном единственном вопросе решено - виртуально допустили к госзаказу. А какой шум пошел... Но ведь есть еще программа развития университетов, в которую негосударственные вузы сейчасть попасть не могут. Есть, например, программа исследовательских университетов, куда тоже не могут быть включены негосударственные вузы. То есть мы по-прежнему определяем ведущие вузы не по достигнутым результатам, а по решению комиссий.

- А каким вы видите будущий год? Или пока неизвестно? Потому что закон об образовании все еще в стадии принятия.

- Нынешний год будет очень интересный для образования и науки. Тот закон об образовании, который прошедшая Дума оставила нынешней Думе, те варианты, которые обсуждались, были настолько плохи, что их невозможно было даже критиковать. Сейчас законопроект хотя бы можно критиковать, - считает ректор РосНОУ Владимир Зернов


Действительно, в ходе общественного обсуждения законопроект претерпел значительные изменения. И сегодня он кажется не таким радикальным, как полгода назад, даже немного старомодным. Впрочем, цель изменений, по мнению авторов документа, остается прежней – сделать качественное образование доступным. Подробнее о механизмах, которые должны этому способствовать, рассказывает директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина:

- Мы сегодня постепенно водим три типа учреждений – казенные, бюджетные, автономные учреждения. Предоставляем право самостоятельно распоряжаться внебюджетными ресурсами. Но главное - переходим от финансирования учреждений как таковых к финансированию их деятельности, к тому, какие работы они выполняют, какие услуги они оказывают, насколько они отвечают современным запросам. Мы сохраняем небольшой сектор казенных учреждений, который продолжают работать по смете учреждений, но реализуя принцип равного доступа к бюджетным ресурсам, вне зависимости от формы собственности учреждений, вне зависимости от того, частные они, государственные или муниципальные . Мне кажется чрезвычайно важным, что мы сохраняем, в том числе и в проекте нового закона об образовании, все льготы педагогическим работникам. Если мы говорим об эффективности образования, об ответственности за результат, то в законе введено понятие о возмещении ущерба за некачественное образование, причем с механизмами реализации. Сами обучающиеся и их семьи имеют право претендовать на возмещение ущерба, если то образование, которое было им предоставлено, они оценивают как некачественное образование. Что здесь выступает в качестве механизма возмещения ущерба? Это возможности повторного обучения в том же самом образовательном учреждении, в другом образовательном учреждении. Или если без прохождения повторного образования – денежная компенсация, которая позволяет получить это образование так, как считает нужным семья или сам обучающийся, - объясняет Ирина Абанкина .


Какие перемены ожидают общеобразовательную школу, рассказывает главный редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков:

- 2012 год, естественно, может привести к каким-то переменам. Я присутствовал на предъявлении "группой-2020" некоторых материалов, и надо сказать, что там подразумевается 4 сценария возможного развития: деградационный, стабилизационный, модернизационный и инновационный. Мне нравятся такого рода документы, потому что, наконец, мы всерьез и во всеуслышание, хотя это в политике используется уже очень давно, начинаем говорить о сценариях развития. Я бы очень рассчитывал на инновационный сценарий – мне не кажется, это слишком оптимистично, а потом это слишком опасно, потому что следствие любой инновации – временное ухудшение, но вот модернизационный сценарий мне представляется возможным. Очень здорово зависит от того, что у нас будет происходить с новой выбранной властью. Реформа вообще и реформа образования в частности происходит по правилам управленческой игры, в образовании тоже нужен лидер.

- Насколько я понимаю, в 2012 году как раз может разделиться Министерство образования...

- Да, возможно.Возможны какие-то перестановки. Аузан как-то сказал: "Для модернизации нужно настроение". Настроение не возникнет без этого локального образовательного лидера, человека, который четко скажет, чего он хочет, выдвинет привлекательную идею, в которой учительство и директора школ крайне нуждаются, и положит на стол свою репутацию. То есть это поведение политика, а не чиновника. Не знаю, насколько это может сбыться, но модернизация не делается в ином ключе. Нет никакого другого способа мобилизовать человеческий ресурс. Голубая мечта - чтобы там, в этой политической перетряске, которая, возможно, нас ожидает, в образовании на ключевую позицию вышел бы лидер, - говорит главный редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков


Похоже, что ситуация в системе российского образования мало чем отличается от ситуации в обществе. Благие намерения расходятся с делами, законы пишутся, но не исполняются, и нет лидера, который рискнул бы воплотить в реальность политику перемен.
XS
SM
MD
LG