Ссылки для упрощенного доступа

В "Газпроме" - чистки


Владимир Путин (слева) и глава "Газпрома" Алексей Миллер
Владимир Путин (слева) и глава "Газпрома" Алексей Миллер
Министерство энергетики России планирует получить информацию о доходах представителей некоторых крупных компаний и их родственников, затребованную после антикоррупционных заявлений Владимира Путина. Тем временем, об отставках в своем руководстве уже объявил "Газпром".

Руководство министерства энергетики России захотело ознакомиться с данными о доходах топ-менеджеров некоторых компаний своего сектора, а также их близких родственников после совещания, которое во второй половине декабря провел премьер Владимир Путин. Тогда он поручил провести антикоррупционную проверку всех компаний с государственным участием, предложив начать с электроэнергетики. Министерский же список оказался более широким – соответствующие запросы, как сообщает агентство "Интерфакс", были направлены, в том числе, в "Транснефть" и "Газпром".

Эта проверка по времени совпала с кадровыми перестановками в "Газпроме", о которых было объявлено в последние дни декабря. С нового года компанию покинули два руководителя департаментов - Виктор Илюшин, отвечавший за работу с государственными органами, и Ольга Павлова, управлявшая имуществом концерна. Кроме того, в отставку ушел и заместитель председателя правления Александр Ананенков, руководивший всем производством "Газпрома". Можно ли связывать эти решения с проводимыми сейчас антикоррупционными расследованиями?

– Я думаю, никакой связи здесь нет, – полагает партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Уволили как раз тех людей, которые не светились в разных коррупционных схемах. Например, Александр Ананенков - это профессионал, личность довольно известная. Но давайте посмотрим, кого назначили вместо Ананенкова: заместителем Алексея Миллера стал Виталий Маркелов – человек, который отвечал за строительство трубопроводов "Газпрома" на Дальнем Востоке.

Вот, например, построенный знаменитый трубопровод "Сахалин - Хабаровск – Владивосток" - там прослеживается не вполне экономичная схема. Во-первых, этот трубопровод не имеет газа, чтобы его заполнить. Во-вторых, это трубопровод не имеет контрактов, чтобы его экономически оправдать - Китай российский газ не покупает. Ну и в-третьих, сметы там были, на взгляд экспертов, очень сильно завышены. В общем, когда такой человек меняет профессионала Ананенкова, тут можно о чем-то задуматься. Скорее всего – да, это связано с коррупционными делами, но эффект получается обратным.

– Многие обратили внимание, в первую очередь, на персональные перестановки в руководстве "Газпрома". Однако, насколько я знаю, этим изменения в структуре компании не ограничиваются?

– Во время этих перестановок произошла еще одна вещь, которую мало кто заметил: фактически было разогнано управление стратегического планирования "Газпрома" во главе с Владой Русаковой. А это было как раз то самое управление, которое давало руководству компании объективную оценку предлагаемых проектов.

Например, именно там пришли к выводу, что газопровод "Алтай", который так сильно проталкивает Путин - это не экономическая и абсолютно провальная затея. Там же давали беспристрастную оценку газопроводу и на Дальнем Востоке. То есть это управление было профессиональным и объективным. Теперь же, когда его разделили на два (причем неизвестно еще, что будет с руководителями), можно подумать о том, что "Газпром" не улучшается, а ухудшается.

– Какое влияние на работу "Газпрома", на ваш взгляд, могут оказать эти персональные и структурные изменения?

– Мы видим, что критиков убрали, поскольку департамент стратегического планирования фактически обезглавлен и разогнан. Что тут можно ожидать от качества управления? Думаю, что оно никак не изменится. Тем более, когда руководитель остался тот же самый - Миллер, который постоянно объявляет о том, что не соответствует действительности или гордится тем, чем не нужно гордиться. Например, он громогласно объявляет о том, что "Газпром" проявляет свою твердость в отстаивании ценовой политики. А ценовая политика "Газпрома" приводит к тому, что компания теряет клиентов, и ее таскают в суд, в арбитраж на предмет пересмотра условий контрактов. То есть мы видим, что качество управления "Газпрома" не улучшается, а ухудшается.

– В рамках проверок компаний с государственным участием Министерство энергетики намеревается получить достоверную информацию о доходах топ-менеджеров и их близких родственников. Насколько удачной может быть такая попытка в отношении "Газпрома"?

– На мой взгляд, эта информация не может быть правдивой. У меня уже был такой опыт с Минтопэнерго – они рассказывали, как к ним приходили из Контрольного управления президента и просили показать отчетность компаний. Отчетность других компаний они как-то смогли показать, а по поводу "Газпрома" сказали: "идите, спрашивайте у "Газпрома", они нам ничего не предоставляют, поскольку это государство в государстве". Поэтому я не думаю, что в Министерство энергетики поступят какие-то правдивые данные о доходах газпромовцев.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG