Ссылки для упрощенного доступа

Сколько может потратить король


Ирина Лагунина: В Испании впервые опубликованы данные о расходовании средств, которые получает от государства на свое содержание король Хуан Карлос Первый и члены его семьи. Сам факт публикации вызвал одобрение в обществе, однако, оставил и немало вопросов. Многие испанцы полагают, что монархия обходится государству значительно дороже, чем указано в отчете. Из Мадрида – Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: По данным, опубликованным на сайте Королевского Дома, получаемая от государства официальная заработная плата испанского монарха, после вычета налогов, составляет 14,5 тысяч евро в месяц. Еще ему дают в год 152 тысячи на представительские расходы. Наследник престола принц Астурийский Фелипе де Борбон-Греческий получает в два раза меньше. Что касается королевы, двух королевских дочерей и жены принца, то им зарплата не установлена, хотя король и выдает им время от времени из бюджета Королевского Дома некие суммы. Так в прошлом году они получили, как явствует из финансового отчета, в общей сложности 375 тысяч евро. Представители испанских политических партий, за исключением коммунистов, считают эти доходы умеренными и вполне отвечающими трудным кризисным временам, которые переживает Испания. Коммунисты отрицают монархию в принципе, а посему любые связанные с ней расходы считают ненужными. Спикер парламента, представитель правящей в Испании либеральной Народной партии Альфонсо Алонсо:

Альфонсо Алонсо: Следует признать, что Королевский Дом демонстрирует нам великолепный пример «прозрачности» в своих финансах. Наша Конституция предусматривает, что король получает определенную сумму, которую тратит по своему усмотрению и не обязан ни перед кем отчитываться. Так что декларация доходов и расходов опубликована Королевским Домом совершенно добровольно. Мне эта инициатива представляется весьма важной и достойной похвалы. Отныне граждане страны знают, как распределяются средства, получаемые королем от государства. Известно также, что смета расходов составлена с учетом необходимости экономить в период кризиса. Так, в этом году расходы короля уменьшены на пять процентов. Эта публикация укрепляет доверие населения к институту монархии.

Виктор Черецкий: Впрочем, испанские государственные деятели традиционно воздерживаются от любой критики в адрес главы государства, предпочитая политически корректные высказывания. Что касается остального населения, то его мнение в отношении публикации явно разделилось. Людям попроще королевские доходы кажутся не в меру высокими, учитывая, что даже его официальная зарплата, без учета представительских, в десять раз превышает среднюю зарплату по стране и в 23 раза минимальную. В эти дни на улицах, в барах, на работе и у себя дома многие испанцы высказывают примерно то, что заявил в интервью «Свободе» 65-летний пенсионер из Мадрида по имени Антонио:

И.Мартинес Буэно: Король уже давно должен был опубликовать декларацию о своих доходов, чтобы все испанцы знали, сколько он получает. Почему все граждане страны должны декларировать, а он нет? Кроме того, мне кажется, что ему платят слишком много, учитывая, что он мало что делает для Испании. Была бы моя воля, то я бы вообще ему ничего не платил.

Виктор Черецкий: В соответствии с опубликованным документом, всего на содержание Королевского Дома в год государство ассигнует восемь с половиной миллионов евро. Часть этих денег идет на уже упомянутые выплаты членам королевской фамилии, на содержание королевских адъютантов и секретарей, а также на премиальные и сверхурочные обслуживающему персоналу в составе пятисот человек, хотя этот персонал получает зарплату от других министерств и ведомств. Еще одна статья расходов – оплата лечения короля и членов его семьи, телефонных счетов, расходных материалов в канцелярии и так далее. Житель испанской столицы – Фернандо – полагает в отличие от Антонио, что монархия вполне заслужила подобные субсидии:

Фернандо: Думаю, что король правильно сделал, что представил свои счета. И расходы у него не такие уж большие, учитывая, что речь идет не только о нем, но и обо всем Королевском Доме и его служащих. Не знаю… Думаю, что не нам судить, большие это расходы или маленькие. Король сыграл в свое время огромную роль - при переходе Испании от диктатуры к демократии - и мы все ему за это очень благодарны.

Виктор Черецкий: Между тем, испанский монарх, судя по опубликованным документам, не оплачивает из ассигнованных ему средств многие свои нужды. Он не платит ни охране, ни за ремонт дворцов и особняков, ни за пользование автомобильным парком, который обслуживает семьдесят водителей, ни за яхты и охотничьи хозяйства, которыми пользуется. Он не оплачивает счета ни за свет, ни за газ, ни за заграничные поездки – свои и членов своей семьи. Все это, как и обслуживающий персонал, оплачивается из бюджетов различных государственных организаций. Другие монархи в Европе подобными льготами не пользуются. Королева Великобритании, к примеру, за содержание дворцов платит из своего кармана. Во что в итоге обходится испанским налогоплательщикам содержание Королевского Дома? На этот вопрос пытается ответить независимый журналист-исследователь Хуан Луис Галиачо:

Хуан Л.Галиачо: Расходы на содержание Королевского Дома могут достигать 25 миллионов евро в год, а вовсе не 8 с половиной, как заявляется официально. Например, Министерство внутренних дел оплачивает сто сотрудников охраны. Так называемое Ведомство национального достояния покрывает все расходы по ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии королевских дворцов, на что в год идет в среднем более миллиона евро. За заграничные поездки платят Министерство иностранных дел и Министерство обороны. Автомобильный парк – это 60 автомобилей самых дорогих марок – содержит, оплачивая труд водителей и бензин, Министерство экономики. Зарплата прислуги идет из фондов Министерства общественной администрации. Так что официальная цифра расходов в 8 миллионов – чисто условная.

Виктор Черецкий: Отдельный вопрос – личное недвижимое и движимое имущество монарха и его банковский капитал, а также подарки, которые он получает от глав других государств, промышленников и банкиров. К примеру, ему подарили автомобиль «Порше» стоимостью в 140 тысяч евро или яхту «Фортуна» стоимостью в 16 миллионов евро - подарок предпринимателей балеарских островов. По данным американского журнала «Форбс», личное состояние испанского монарха еще в 2003 году оценивалось в один миллиард 800 тысяч евро. Журналист Хуан Луис Галиачо утверждает, что данные о королевском состоянии содержатся в Испании в секрете. Получить о них какие-либо сведения практически невозможно.

Хуан Луис Галиачо: К сожалению, состояние королевской семьи в нашей стране до сих пор является государственной тайной. Пытаясь изучить этот вопрос, я столкнулся с огромными трудностями. Например, мне удалось установить, что у короля есть собственность в провинции Гранада. Однако все попытки уточнить эту информацию оказались тщетными. В региональном отделе по регистрации недвижимости мне ответили, что не могут сообщить мне данные, поскольку речь идет о делах особо важной персоны. Так что вся информация о королевских богатствах является засекреченной.

Виктор Черецкий: Между тем, некоторые наблюдатели, в том числе известный испанский журналист Хесус Качо, издавший несколько лет назад книгу о личной предпринимательской инициативе испанского монарха под названием «Бизнес свободы», полагают, что его состояние получено не только за счет государственной зарплаты, но и за счет неких неучтенных доходов. Речь идет, к примеру, о тайных «комиссионных», которые королю якобы платят при заключении важных межгосударственных контрактов в области энергоносителей и других сделок. Говорится об особняках в Лондоне, о крупных счетах в швейцарских банках, о капиталах, размещенных в Латинской Америке и так далее. А ведь сделавшись королем в 1975 году, Хуан Карлос де Борбон не имел никакого фамильного капитала. Об этом напоминает муниципальная советница города Морон-де-ла-Фронтера на юге Испании Марина Сегура Гомес, потребовавшая недавно публикации отчета о всех королевских доходах:

М.Сегура Гомес: Всем известно, что все богатства королевской семьи были конфискованы в 30-ых годах прошлого века. Когда король взошел на престол, у него не было ни гроша. Тем не менее, как публикует сейчас зарубежная пресса, он обладает третьим по величине личным состоянием среди коронованных особ Европы – после князя Лихтенштейнского и королевы Великобритании. Откуда такое богатство? Не слишком ли много государство платит монарху? Ведь сейчас из-за экономического кризиса урезываются зарплаты служащих и даже небольшие пенсии. Можно ли позволять в подобной ситуации столь щедрую оплату короля?

Виктор Черецкий: Депутат испанского парламента от Объединенной левой коалиции Гаспар Льямасарес также полагает, что финансовые дела монарха следует поставить под контроль со стороны государственных органов. Ведь контролируют же они доходы и членов правительства, и депутатов парламента.

Гаспар Льямасарес: Королевский Дом должен принять меры, чтобы развеять сомнения в отношении своего личного состояния. Нам следует также подумать, как контролировать в дальнейшем его доходы и расходы, ведь Королевский Дом является частью государства и находится на государственном содержании. Сейчас король сам контролирует свои финансы. Мне кажется, это недостаточно. Следует, чтобы этим занялись внешние аудиторы – по аналогии с другими органами государственного управления: парламентом и ведомствами исполнительной власти в центре и на местах.

Виктор Черецкий: Депутат Льямасарес сожалеет также, что первая в истории публикация королевского финансового отчета обусловлена, по его мнению, не столько волей короля, сколько неординарными обстоятельствами. Мы уже рассказывали, что за финансовые махинации и коррупцию попал под следствие королевский зять, муж инфанты Кристины Иньяки Урдангарин. Этот факт вызвал среди населения новые пересуды о финансах не только зятя, но и всей королевской семьи. Так что монарх фактически был вынужден опубликовать отчет. Гаспар Льямасарес:

Гаспар Льямасарес: Ситуация вызывает беспокойство. Факт откровенной коррупции в королевском семействе весьма настораживает. Тень падает на весь Королевский Дом и на короля, в том числе. В подобных обстоятельствах главе государства следовало бы проявить особую принципиальность и щепетильность в финансовых вопросах.

Виктор Черецкий: Не секрет, что споры вокруг королевских расходов сопровождаются и полемикой, нужна ли вообще Испании монархия. Эта форма правления была восстановлена в стране после 44-летнего перерыва, причем, при ее восстановлении испанцам никто не предложил альтернативу, то есть республику. Либеральный политик, бывший депутат испанского парламента Педро Пехенауте давать оценку монархии как таковой не решается, хотя считает, что нынешний король Хуан Карлос хорошо справляется с функциями главы государства.

Педро Пехенауте: Известно, что в Испании постоянно ведутся споры о целесообразности существования монархии. Между тем, монархия как форма правления закреплена нашей конституцией. А основной закон государства следует соблюдать. Кроме того, наш король вполне соответствует своему предназначению. Это незаурядная личность. Это лучший посол Испании, представляющий наше государство за рубежом. Многие наши внешнеполитические акции осуществляются именно по его инициативе. Это также прекрасный посредник в возникающих спорах. Его роль трудно переоценить.

Виктор Черецкий: Что касается будущего монархии, то здесь у Педро Пехенауте, как и у многих испанских либералов, есть определенные сомнения. Они полагают, что в нынешние времена, чтобы стать королем, недостаточно быть сыном монарха. Следует заслужить этот пост, отвечать высоким требованиям, предъявляемым к главе государства.

Педро Пехенауте: Наш монарх подкупает людей своим поведением, простотой в общении, мудростью и добродушием. Он выполняет свои обязанности с должной ответственностью. Однако я далеко не уверен, что у нас найдется много сторонников монархии, которые будут защищать так же решительно наследника престола, как они защищают короля Хуана Карлоса. Принцу, которому сейчас 43 года, еще предстоит доказать, что он достоин короны своего отца.

Виктор Черецкий: Действительно, ни для кого не секрет, что авторитет наследника Дона Фелипе не столь высок, как у его отца. Любопытно, что даже многие горячие сторонники нынешнего короля называют себя не монархистами, а «хуан-карлистами» и не исключают переход к республиканской форме правления после кончины нынешнего монарха.
XS
SM
MD
LG