Ссылки для упрощенного доступа

Культура президентских дебатов


Александр Генис
Александр Генис
30 января в 23 часа по московскому времени в программе Александра Гениса – Прения и политика, "Артист": диалог о немом кино; премьера "Оранго" Шостаковича; музыка мистика Гурджиева.

Из всех требований, которые российская оппозиция предъявляет Путину, самым очевидным кажется необходимость честных и максимально публичных (а это значит в прямом эфире) телевизионных дебатов. Ведь без спора нет не только демократии, но и вообще политики. Именно поэтому стоит обратиться к американскому опыту, где дебаты – душа президентской кампании.

В. Абаринов. Кандидат в президенты не обязан участвовать в публичных дебатах с соперниками – никакой закон от него этого не требует. Но вот уже 36 лет, как дебаты вошли в непреложную традицию, и отказаться участвовать в них – все равно что заведомо признать свое поражение. Начиная с 1988 года организацией президентских дебатов занимается независимая комиссия. Время, место и формат определяются в ходе переговоров. Представители соперников согласовывают даже такие мелкие детали, как температуру воздуха и высоту подиума. В наше время дискутировать стало особенно сложно. Каждая реплика участника дебатов становится предметом тщательной проверки на фактическую точность, причем благодаря современным технологиям проверка эта ведется в режиме реального времени. Полноправным участником дебатов стали в последнее время социальные сети – компания Facebook выступает спонсором дебатов, и ее пользователи получают право задавать вопросы кандидатам. Любая неудачная ремарка, любой неуклюжий жест мгновенно тиражируются и пародируются интернетом. Жесткий временной регламент провоцирует наступательную тактику. Устоявшаяся структура дебатов меняется на глазах.

А также 30 января в 23 часа по московскому времени в программе "Поверх барьеров. Американский час":

О чем говорит немое кино

Явление звука в кино обессмыслил уже сложившуюся эстетику. Это все равно, что заговорить балету. Кошмар ситуации в том, что появление звука враз обнаружило основополагающую условность Великого немого. До звука нам не казалось ненормальным, что актеры разевают рты, как рыбы. Звук открыл в кино эпоху реализма и убил яркую, преувеличенную, как в классическом театре, игру немых звезд: "Я не увижу знаменитой "Федры"…

Б.Парамонов. Мастера кино были буквально в панике. Им пришлось срочно переучиваться. А поначалу вообще было неизвестно, что делать с этим ненужным изобретением. Шкловский тогда сказал: говорящая картина так же не нужна, как поющая книга. Нынешний якобы немой фильм "Артист", получивший 10 номинаций на "Оскара", конечно, по-настоящему немым назвать нельзя. Это игра с немым экраном, тонкая пародия на прошлое кинематографа. Великий немой, так сказать, вышел из гроба, и вот оказалось, что в этой эстетике можно до сих пор работать. Это – фильм о неумирании искусства, о громадных пластах культурной археологии. И сделано это тонко, и со вкусом. Кино, в котором главное – всегда быть впереди прогресса, оказывается, обладает собственной культурной памятью.

Музыкальное приношение

Мировая премьера оперы Шостаковича в США

Филиппу Глассу – 75

Волков рекомендует
XS
SM
MD
LG