Ссылки для упрощенного доступа

Пушкин как реформатор русской сцены



С 5-го по 10-е февраля во Пскове и Пушкинских горах в 19-й раз пройдет Всероссийский пушкинский театральный фестиваль. Его создатель и бессменный лидер – актер, режиссер, педагог, литератор, руководитель Пушкинского театрального центра Петербурга - Владимир Рецептер.

Фестиваль откроется " Борисом Годуновым " Центра оперного пения Галины Вишневской . "Дон Жуана" Моцарта представит "Санкт-Петербургская Камерата". К музыкальной части можно также отнести вечер Леонида Мозгового " Пушкин-Сальери-Моцарт" в постановке Александра Сокурова и в сопровождении камерного хора "Россика". В драматической части программы: "Жизнь Моцарта. Лицей" (спектакль играет Старооскольский театр), "Пиковая дама" Вышневолоцкого областного театра и – под тем же самым названием – в исполнении Гродненского театра кукол. Всероссийский фестиваль завершится 10 февраля творческим вечером Аллы Демидовой, который называется "Пушкин и другие".

А Пушкинский театральный центр Петербурга представит " Хронику времен Бориса Годунова" в режиссуре Владимира Рецептера, который рассказал Радио Свобода о постановке:

– Это Пушкин во взаимоотношениях с трагедией "Борис Годунов", уже давно написанной, которую пришло время печатать... или не печатать. То есть в спектакле есть сама трагедия, а также отношения Пушкина с разными корреспондентами, с издателями, с читателями и так далее. Вот там-то он несколько раз и говорит: " С отвращением решаюсь я печатать мою трагедию". Важно для меня и то, что говорит Пушкин в другом месте: "Всякий неудачный опыт замедлит преобразование русской сцены". Вывод: преобразование русской сцены – есть задача, сознательно и отчетливо поставленная им перед самим собой. Он преобразовал прозу, преобразовал поэзию, надо было преобразовать театр. Масштабная задача и понимание того, как мало возможностей ее решить. Не в нем только дело, но в самом театре, в самом времени.

На вопрос, что сложнее всего объяснить во время репетиций "Бориса Годунова" молодым артистам театра "Пушкинская школа", Владимир Рецептер ответил:

– Как сыграть верующего человека? Все герои "Бориса Годунова" общаются с небом. Надо, по меньшей мере, понять, что такое ад, что такое Высший суд. Или какие-то другие вещи, например: я и Царь, народ и Царь. Вот выходит Борис, произносит первый свой монолог, все его слушают. Жизнь человеческая, жизнь народная. Моя и общая. Что такое народ, что такое толпа, что такое чернь? Все это разные понятия. Воцарение Бориса – событие. Почему народ так хочет хорошего царя? Потому что это безотцовщина. Вы посмотрите, как дети кидаются к любому человеку, пришедшему в детский дом. Это детское, природное ощущение: "Хочу хорошего папу, хочу хорошую маму, хочу семью". У Карамзина есть дивная вещь на этот счет: "Борис вышел, невозбранно теснимый толпою". Это значит, что толпа была к нему вплотную, что никто не стоял между царем и народом. Они шли, как единое целое – с этого началось. И что же надо было такого сделать, как напортачить, чтобы народ в финале безмолвствовал!
XS
SM
MD
LG