Ссылки для упрощенного доступа

Трудности реформы иммиграционной системы в США


Ирина Лагунина: В своем обращении О положении страны, с которым президент США выступил перед Конгрессом в конце января, Барак Обама среди других проблем, перед которыми стоит страна, говорил о необходимости проведения масштабной иммиграционной реформы. Но по мнению многих экспертов, президент ничего нового в этом выступлении не предложил. В преддверии президентских выборов, считают они, Бараку Обаме просто необходимо заручиться поддержкой латиноамериканцев, для которых очень важны вопросы иммиграции. Для этого за две недели до выступления перед законодателями, президент предложил ввести несколько новых правил, облегчающих легализацию тех, кто незаконно находится в Соединенных Штатах. Эти нововведения не требуют утверждения в Конгрессе. Подробнее об иммиграционной реформе наш корреспондент в Вашингтоне Эмма Тополь.

Эмма Тополь: Согласно правилам, предложенным президентом Обамой, нелегальному иммигранту и его семье теперь не нужно выезжать из Соединенных Штатов, чтобы получить так называемый «вейвер по нуждаемости» – документ легализующий проживание в стране. Получив такое разрешение, нелегал может оформлять грин-карту, вид на жительство, дающий индивидуальный номер социальной страховки и обеспечивающий другими привилегиями гражданина. Раньше для получения вейвера необходимо было покинуть страну, что означало оставлять свою семью и ждать нужного документа месяцами, а в каких-то случаях и годами где-то за рубежом.
Предложение президента Обамы, которое поможет более ста тысячам нелегалов, вызвало волну возмущения среди республиканцев. Глава юридического комитета палаты представителей республиканец из Техаса Ламар Смит сказал, что новое правило открыло дверь для амнистии миллионов нелегальных иммигрантов без голосования в Конгрессе.
Даррел Уэст, вице-президент программы исследований управления Института Брукингса, автор книги «Переосмысливая иммиграционную политику Соединенных Штатов», не согласен с этим. Он считает, что иммиграция всегда была одним из важных факторов жизни страны, и в интересах американцев поощрять ее рост.

Даррел Уэст: Многие американцы забыли о том, что существует неразрывная связь между иммиграцией и экономическим развитием страны. Я не случайно поместил на обложку своей книги фотографию Альберта Эйнштейна, который внес огромный вклад в безопасность нашей страны или, если говорить точнее, способствовал нашей победе во второй мировой войне. Гигант Интел был создан выходцем из Венгрии, Гугл – сыном российских иммигрантов, Яху – бывшим гражданином Тайваня. Как бы американская экономика выглядела сегодня, если бы те же Интел, Гугл или Яху были не у нас, а в тех странах, откуда родом их создатели? Я думаю, наша экономика выглядела бы по-другому. Но проблема в том, что в Соединенных Штатах образованных специалистов не хватает. Если посмотреть на программы получения докторской степени в американских университетах, то вы увидите, что там в основном учатся иностранцы. Количество американцев, идущих в науку, невелико. Мы приглашаем студентов из-за рубежа, платим за их обучение, а затем отправляем домой. Да, нам приходится импортировать, как говорится, ученых и специалистов высокой квалификации, но мы, кстати, делаем это гораздо меньше чем другие страны. Из миллиона ежегодно выдаваемых виз у нас только 15 процентов оформляются на экономические и рабочие нужды. В Канаде таких виз выдается 58 процентов от общего числа. Многие государства, скажем Австралия, Англия, относятся стратегически к иммигрантам, видя в них потенциальную рабочую силу, которой не хватает в собственной стране.

Эмма Тополь: В последние несколько десятилетий число иммигрантов резко увеличилось, такой массы желающих перебраться в Соединенные Штаты не наблюдалось с 1920-х годов прошлого столетия. Но впервые число нелегалов сейчас превышает количество легально въехавших и проживающих в стране иностранцев. Согласно официальным данным, в 2008 году было приблизительно 11,9 миллиона нелегальных иммигрантов, из-за рецессии число несколько снизилось и в 2011 году – это уже около 11,2 миллиона человек.
Джордж Буш еще в 2004 году активно пытался убедить Конгресс утвердить программу временных рабочих, которая давала бы право, если у тебя есть работодатель, находиться в Соединенных Штатах три года, затем - возвращаться домой и оформлять документы заново. Но Конгресс эту программу не утвердил, о ней снова вспомнили уже 2006-м году двое сенаторов: республиканец Джон Маккейн и демократ Эдвард Кеннеди, и попытались получить поддержку своих коллег. Попытка снова не удалась, настроения среди американцев изменились, о легализации незаконно проживающих перестали упоминать, и начались разговоры о создании на границе с Мексикой защитной стены длиной в более чем тысячу километров. И эта идея со временем заглохла. Во время своей предвыборной кампании Барак Обама пообещал провести глобальную реформу иммиграционной политики. Но ему не удалось убедить Конгресс амнистировать более 11 миллионов нелегальных иммигрантов, несмотря на то, что он обещал это сделать в первый же год своего пребывания в Белом доме. В августе 2011 года Белый Дом объявил о том, что министерство безопасности начнет рассматривать каждое дело нелегального иммигранта отдельно, и процесс депортации будет остановлен. Республиканцы, заблокировавшие в Конгрессе предложенный Обамой законопроект Акт-Мечта, который давал легальный статус приехавшим в детстве нелегалам и закончившим здесь школу, возмутились. Они считают, что Обама пытается провести в жизнь положения этого законопроекта в обход Конгресса.
Среди недовольных - старший научный сотрудник фонда Наследие Эрнест Исток, который в течение 14 лет, до 2007 года, был членом нижней платы представителей Конгресса США от штата Оклахома.

Эрнест Исток: Команда президента Обамы говорит, что делает нам одолжение тем, что не приводит в исполнение этот закон. Но они остановили депортацию более трехсот тысяч ожидающих разрешение нелегальных иммигрантов. Им, судя по всему, без всякого суда разрешат остаться жить в стране и даже дадут право на работу. Они что, забыли, что это преступление – нелегально пересечь границу или иметь просроченную визу? Амнистия – это по сути неверное решение в подобной ситуации, плюс, если разрешить работать нелегалам, они отнимут рабочие места у американцев. Обама еще говорит, что сохранит огромные средства тем самым, что не вводит в действие закон. Почему бы не сэкономить, отказавшись от глупых природоохранных программ или охран по сохранению исчезающих видов животных? Но президент Обама открыто обращается к группам, поддерживающим амнистию, несмотря на то, что это не поддерживается основным населением.

Эмма Тополь: Научный сотрудник фонда Наследие не совсем точен. Прежде всего, согласно законам Соединенных Штатов находится в стране нелегально, как и иметь просроченную визу – не уголовное преступление, а лишь гражданское нарушение. За это нельзя посадить в тюрьму, можно только депортировать, чем активно и пользовалась администрация Обамы, которая, несмотря на предвыборные обещания, с самого начала проводила агрессивную политику по отношению к нелегальным иммигрантам. За время пребывания Обамы в Белом доме было депортировано рекордное число – 1.1 миллиона человек. Нынешняя администрация также расширила программы, предложенные еще президентом Бушем, по обязательной идентификации работодателями иммиграционного статуса нанимаемых рабочих, и еще больше укрепила связи между федеральными иммиграционными агентами и полицией. Среди других ужесточений иммиграционной политики – порядок проведения рейдов на заводы и фермы, куда посылаются федеральные агенты для проверки документов.
Число нелегальных иммигрантов за время рецессии понизилось с 12 миллионов до 10,8 миллионов человек. Приблизительно 58 процентов всех нелегалов – мексиканцы, 23 процента прибыли из других латиноамериканских стран, 18 процентов – из Азии, Европы и Африки. Согласно правительственным данным, каждый четвертый заключенный в федеральных тюрьмах – незаконно прибывший в страну или же живущий здесь с просроченной визой. Ежегодно в США рожают 400 тысяч женщин, нелегально живущих в стране, получая все необходимые медицинские услуги бесплатно.
В то время как иммиграционные реформы из-за рецессии перестали привлекать к себе внимание на федеральном уровне, штаты попытались самостоятельно решать проблему иммигрантов. Тема снова вышла на национальный масштаб, когда в июле 2010 года федеральный судья заблокировал спорный законопроект, один из пунктов которого давал право полицейскому в штате Аризона спрашивать у любого человека его иммиграционный статус и требовал от иммигрантов иметь при себе нужные документы. Администрация Обамы выступила против, дело теперь рассматривается в Верховном суде.
Дэн Гринсвольд, директор программы исследования внешней и внутренней торговли в институте Катона, автор книги «Злиться из-за торговли», не поддерживает этот закон.

Дэн Гринсвольд: Один из главных аргументов защитников закона в Аризоне - рост преступности. Но я провел исследование, и это не так. На самом деле в штате показатели преступности снизились на 20-25 процентов и достигли самого низкого уровня за последние сорок лет. Если сравнить нелегалов с другими, близкими к ним, социальными группами, то среди них преступников меньше. Им не до этого, у них времени нет на преступления, они приезжают, чтобы заработать деньги и отослать их родным. Последнее, о чем они думают, – это попасть в руки полиции, быть арестованными и высланными домой. Другие защитники закона Аризоны настаивают на том, что нелегалы отнимают рабочие места. Но именно иммигранты как раз всегда помогали аризонцам - и в годы подъема экономики, и во время рецессии. Пару лет назад было на несколько сот тысяч больше нелегальных иммигрантов в штате, но уровень безработицы был низким - 4 процента. Другими словами, их обвиняют часто в том, за что они не несут ответственности.

Эмма Тополь: Самые заинтересованные группы в проведении иммиграционной реформы – выходцы из Латинской Америки. Политологи считают, что в свое время испаноязычные избиратели помогли выиграть президентство Бараку Обаме: за него проголосовали две трети проживающих в США латиноамериканцев. Столько же электоральных голосов – 270 - ему понадобиться и на выборах в 2012 году, а для этого нужна будет повышенная явка представителей этих общин на избирательные участки в таких штатах как Невада, Нью Мексика, Колорадо и Флорида. Сегодня опросы показывают, что 59 процентов латиноамериканцев не поддерживают иммиграционную политику Обамы. Но они же выступают против политики кандидатов в президенты от республиканской партии.
Судя по всему, проблемы нелегальной иммиграции будут активно обсуждаться на предстоящих выборах всеми желающими занять Белый дом. До последнего времени республиканцы в своих предвыборных дебатах не затрагивали эту тему, но накануне праймериз во Флориде между Митом Ромни и Ньютом Гингричем все-таки произошло столкновение по этому вопросу. Лидирующий кандидат в президенты, бывший губернатор Массачусетса Мит Ромни заявил, что если победит, то наложит вето на Акт-Мечта, законопроект который легализует тех, кто въехал в страну в возрасте до 16 лет или окончил в США среднюю школу. Конкурент Ромни республиканец Ньют Гингрич до недавнего времени выступал за частичную амнистию уже живущих в стране нелегалов, рассчитывая на поддержку латиноамериканских избирателей.
Дэн Гринсвольд, директор программы исследования внешней и внутренней торговли института Катона говорит:

Дэн Гринсвольд: Главное в этом, на мой взгляд, то, что никакой закон не решит проблемы, пока мы не сделаем легальную иммиграцию более привлекательной. Нет преступления в том, что кто-то хочет приехать к нам работать, жить мирно и растить своих детей. Так делали наши предки, на этих основах была построена наша страна. Но проблема в том, что сегодня, скажем, мексиканцы не могут легально въехать к нам, поэтому они вынуждены проникать незаконно. Мы знаем по прошлому опыту, когда в 50-е годы прошлого столетия у нас была программа временных рабочих, и когда число виз превышало квоту, иммиграция резко снижалась. То есть у нас уже есть удачный опыт в прошлом, не надо ничего изобретать, надо просто расширить легальную иммиграцию. Но политики в Вашингтоне не собираются этого делать в ближайшем будущем.

Эмма Тополь: Даррел Уэст, из института Брукингса, предлагает другой путь решения проблемы нелегальной иммиграции.

Даррел Уэст: Нам необходимо применить принцип Эйнштейна, то есть, привлекать таланты из других стран. Я бы, к примеру, автоматически давал гран-карт выпускникам-иностранцам с ученой степенью. Нам необходимо обеспечить безопасность границ, но вместо того, чтобы нанимать тысячи пограничников и тратить на это сотни тысяч долларов, лучше использовать современные технологии. Мы должны более тщательно работать над программами интеграции иммигрантов, создавать условия, при которых они могут изучать язык и нашу культуру. Необходимо так же проверить отпечатки пальцев заключенных, потому что согласно статистике, 10 процентов из тех, кто сидит в тюрьме – нелегалы, и их надо депортировать. Мы ежегодно высылаем из страны более 350 тысяч человек. То есть существует целый ряд предложений по решению проблемы нелегальной иммиграции, и если попытаться воплотить в жизнь эти предложения, то население поддержит реформу, и мы сможем решить много проблем, с которыми сегодня сталкиваемся.
XS
SM
MD
LG