Ссылки для упрощенного доступа

Суд отделил бизнесменов от мошенников


Российские судьи предлагают продолжить реформу уголовного законодательства и, в частности, изменить формулировку статьи, предполагающей ответственность за мошенничество. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев считает, что уточнение соответствующих положений уголовного кодекса поможет и судьям, и предпринимателям. По мнению наблюдателей, подобные нововведения могли бы благоприятно сказаться и на инвестиционном климате страны.

О необходимости менять положение Уголовного кодекса, связанное с обвинениями в мошенничестве председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев заявил в рамках ежегодного совещания судей в Москве. По его мнению, нынешняя редакция этой статьи не только не отражает реалий современной экономики, но и может применяться в целях далеких от правосудия. Избежать этого можно, например, введением в Уголовный кодекс самостоятельных статей, предполагающих ответственность за мошенничество в сфере страхования, мошенничество при кредитовании, капиталовложении, и компьютерное мошенничество. Говорит Вячеслав Лебедев.

- Это даст возможность четко определить, что является уголовно наказуемым деянием, а что относится к сфере гражданско-правовых отношений, которые должны разрешаться в гражданском судопроизводстве, в вопросах частного права.

По оценкам Центра правовых и экономических исследований, в последние 10 лет в России каждый шестой из официально зарегистрированных предпринимателей и фермеров привлекался к уголовной ответственности. И обвинение в мошенничестве многие юристы и правозащитники называют одним из наиболее распространенных в последнее время способов отобрать бизнес. На это обстоятельство главе государства указывали и члены президентского совета по правам человека и развитию гражданского общества, призывая Дмитрия Медведева инициировать проведение масштабной амнистии. Но, пока эта идея не нашла отклика, конкретизация статьи о мошенничестве придется очень кстати. Говорит член президентского совета по правам человека, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.

- Эта статья стала очень опасной именно из-за своей формулировки. Она слишком широка и требует для правильной реализации дополнительных знаний. С этой точки зрения, инициатива, конечно, важна. Кроме того, есть еще один аспект. Ведь статья о мошенничестве широко применяется в преследовании за преступления в сфере бизнеса. Если будут какие-то специальные оговорки в этой норме, то, я думаю, это пойдет на пользу. будет быстро воспринято практикой.

По мнению Тамары Морщаковой, изменение статьи, предполагающей ответственность за мошенничество, может не только оградить предпринимателей от рейдерских захватов их бизнеса, но и сделать российскую экономику более привлекательной для инвесторов.

- Если мы все время говорим об инвестиционном климате в стране, то он не может хоть сколько-нибудь улучшиться без таких общих посылов. Власть должна сказать, что она больше бизнесменов сажать не намерена, если кому-нибудь потребуется отнять у них собственность.

Верховный суд России, по словам его председателя, соответствующие законопроекты готов внести в Думу в кратчайшие сроки. Но в данном случае, по словам Вячеслава Лебедева, надежнее будет заручиться поддержкой президента. Его проекты депутаты рассматривают с большей охотой, чем инициативы Верховного суда, чей законопроект об административной юстиции, например, лежит в Госдуме без движения почти 12 лет.

Лебедев отметил также, что президентские поправки в части либерализации уголовного законодательства заметно отразилась на российской судебной практике.

- В 2011 году стало на 29 тысяч наказаний в виде лишения свободы Меры пресечения в отношении лиц, которые привлекаются к ответственности в сфере предпринимательской деятельности: единицы арестов по сравнению с общим количеством. 56-ти лицам мера пресечения избрана в виде заключения под стражу, аналогичным требованиям в отношении еще 68 человек отказано. До 2001 года ежегодно прокурор давал санкции на арест в отношении 366 тыс. лиц. В прошлом году за год было судами арестовано 136 тыс. Насколько меньше? Почти в 3 раза!

Несколько увеличилось и количество оправдательных приговоров. Так, по словам Вячеслава Лебедева, в 2011 году российские судьи оправдали 8 с половиной тысяч человек - это 1, 8 процента от всех вынесенных приговоров. Для сравнения в 2010 году количество оправдательных приговоров составляло лишь 1,02 процента от общего числа.
XS
SM
MD
LG