Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Нина Башкатов - об усилении давления на белорусские власти


Александр Лукашенко пока успешно противостоит давлению Евросоюза
Александр Лукашенко пока успешно противостоит давлению Евросоюза
Cовет Европейского Союза по иностранным делам утвердил 23 марта в Брюсселе очередные ограничительные меры против белорусских властей.

Они пополнили уже значительно превышающий 200 человек список "отказников", к которым на этот раз добавились представители бизнеса. Кроме того, Европа заморозила банковские активы 29 белорусских предприятий, из которых ряд контролируется входящими в черный список предпринимателями. Это событие комментирует бельгийский политолог Нина Башкатов:

- Евросоюз впервые ввел ограничительные меры против белорусских властей в 2004 году. Со временем эти санкции расширялись и усиливались. После сегодняшнего решения Совета ЕС под них подпадают 239 человек и 32 юридических лица – организации и предприятия. В Евросоюзе говорят, что будут продолжать такую форму давления на белорусские власти, пока те не изменят свою репрессивную политику в отношении гражданского общества и демократической оппозиции.

Позиция Евросоюза, на мой взгляд, это демонстрация того, что у него нет средств вступить в позитивный диалог с властями Белоруссии. Это похоже на решение, принятое от отчаяния. Ничего не работает. Так что санкции расширяются отчасти от безысходности. Мне кажется, что все это не так уж эффективно.

Я не знаю точных цифр экономического обмена между Евросоюзом и Белоруссией, но ясно то, что у президента Лукашенко были годы, чтобы реорганизовать свою экономику и торговлю, необходимые для пополнения бюджета. Часть его коммерческих связей приходится на Таможенный союз и Союз Россия-Белоруссия. Лукашенко в течение нескольких лет укреплял дипломатические контакты со странами, которые были готовы продавать ему энергоносители в обмен на промышленную продукцию. То есть, он нашел выходы, и я не думаю, что европейский рынок столь уж важен для него. Я слабо представляю европейцев, покупающих белорусские трактора и другую промышленную продукцию.

У меня также большие сомнения, что сила общественного мнения европейцев имеет такое уж значение для президента Лукашенко. Я не думаю, что он так уж интересуется этим общественным мнением. Я вижу скорее проблему у европейцев, которые не нашли эффективных позитивных мер в области внешней политики. С некоторого времени они полностью сконцентрировались на системе санкций, запрета на визы в Евросоюз ряду лиц. Я не думаю, что эта система эффективна в рамках внешней политики.

Я полагаю, что решение может быть только в том, что Лукашенко однажды не пойдет больше на выборы. Или уступит совместному давлению одновременно Европейского Союза и России. Это мог бы оказаться перспективный путь.
XS
SM
MD
LG